Формат «живая история» как одно из перспективных направлений развития музеев

Авторы

  • Вадим Вадимович Велитченко Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына, Российская Федерация, 350000, Краснодар, Гимназическая ул., 69

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.109

Аннотация

Формат «живая история» становится все более значимым и актуальным в развитии современного музея. Рассмотрению этого вопроса посвящена данная статья. Автор предпринимает попытку рассказать о специфических отличиях музеев живой истории от классических, делая акцент на возможности первых «погрузить» посетителя в воссозданное культурно-историческое пространство определенной эпохи. Опыт работы отечественных музеев в данном направлении свидетельствует о том, что, реализуя все новые программы, направленные на взаимодействие с посетителями, музеи не только осуществляют свою основную функцию — собирать и сохранять, но и способствуют популяризации и комплексному изучению историко-культурного наследия, решению образовательных и воспитательных задач. Автор статьи ставит цель — познакомить читателя с наиболее эффективными и популярными проектами активизации музейной деятельности в Краснодарском крае и на Южном Урале. Мастер-классы разнообразной тематики, передвижные выставки, костюмированные выступления, фотосъемка в историческом костюме, квесты, комплексные занятия для школьников и, наконец, фестивали исторической реконструкции — далеко не полный перечень современных форм взаимодействия с посетителями, который может служить основой для разработки интерактивных образовательных программ, позволяющих воссоздать атмосферу событий далекого прошлого. Актуальность и перспективность иммерсивного формата в музейной деятельности обеспечиваются и необходимостью решения задач воспитания культурной и исторической памяти у юных посетителей — самой массовой музейной аудитории, и тем интересом, который вызывает у подрастающего поколения живая история. Реализация новых форм взаимодействия с аудиторией поможет отечественному музею не только привлечь широкий круг посетителей, но и увеличить финансовые возможности для развития, стать более конкурентоспособным.

Ключевые слова:

живая история, музей живой истории, урок живой истории, интерактивная площадка живой истории, движение «историческая реконструкция»

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Борисов М.В. 2013. Воплощение одного мифа современной цивилизации: о природе ценностных ориентиров и способах их достижения в субкультуре «Движение исторической реконструкции». Экспериментальная археология. Взгляд в XXI век. Материалы Международной полевой научной конференции «Экспериментальная археология. Взгляд в XXI век» / Составитель и научный редактор С.А.Агапов. Ульяновск: 285–290.

Карпов Е.И. 2004. Военно-историческая реконструкция или «Living History». Реконструктор (1): 4–7.

Шаронова Е.В. 2018. Движение исторической реконструкции в России: глубокая периодизация феномена. Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века. Челябинск: Челяб. гос. ун-т. культ.: 87–98.

References

Borisov M.V. 2013. The embodiment of one myth of modern civilization: about the nature of value ori entations and ways to achieve them in the subculture “Movement of historical reconstruction”. Eksperimental’naia arkheologiia. Vzgliad v XXI vek. Materialy Mezhdunarodnoi polevoi nauchnoi konferentsii “Eksperimental’naia arkheologiia. Vzgliad v XXI vek”. Ed. by S.A.Agapov. Ul’ianovsk: 285–290. (In Russian)

Karpov E.I. 2004. Military-historical reconstruction or “Living History”. Rekonstruktor 1: 4–7. (In Russian)

Sharonova E.V. 2018. The movement of historical reconstruction in Russia: a deep periodization of the phenomenon. Nauchnye shkoly. Molodezh’ v nauke i kul’ture XXI veka. Cheliabinsk: Cheliab. gos. un-t kul’t. Publ.: 87–98. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

01.09.2021

Как цитировать

Велитченко, В. (2021). Формат «живая история» как одно из перспективных направлений развития музеев. Вопросы музеологии, 12(1), 88–93. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.109

Выпуск

Раздел

Образование в музее