Коллекции дворца Лавса в Константинополе

Авторы

  • Валерий Павлович Поршнев Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2–4 https://orcid.org/0000-0001-5236-0989

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.209

Аннотация

Константинополь на протяжении IV–VI столетий становится крупнейшим центром собирания памятников античного искусства. Первоначально главным стимулом было желание украсить новую столицу Римской империи. Поэтому как само собирательство, так и расстановка статуй, барельефов, обелисков, архитектурных фрагментов на улицах и площадях носили довольно хаотический характер. Перелом наступает в первые десятилетия V в., когда после указа Феодосия Великого о запрете языческих богослужений древние святилища, оставшись без попечения властей, пришли в полный
упадок в результате погромов фанатиков, мародерства и начавшегося естественного процесса разрушения. Новым собирательским стимулом становится стремление сохранить творения выдающихся мастеров прошлого, утратившие сакральную функцию и рассматриваемые именно как произведения искусства. К этому времени относится собирательская деятельность Лавса, высокопоставленного императорского чиновника, владельца большого дворца на главной городской улице. Статья исследует мотивы коллекционирования шедевров античного искусства, среди которых были творения Лисиппа, Фидия и Праксителя, их возможную систематизацию и степень доступности для горожан. Предварительно делается краткий исторический экскурс в историю строительства и украшения улиц, форумов и общественных зданий Константинополя, включая обзор оставшихся в наследство императору Константину I памятников древнего Византия. Автором отвергается мнение, высказанное в ряде зарубежных публикаций, о том, что подбор экспонатов коллекции Лавса и их экспонирование имели главной целью создать зрительный ряд образов-аллегорий христианских добродетелей. Исследование базируется на письменных источниках, сочинениях византийских авторов и на результатах недавних археологических раскопок в центре Стамбула, выявивших фрагменты дворца Лавса, в частности фундаменты расположенного отдельно от жилых покоев зала с ротондами, по предположению автора, предназначенного для размещения наиболее ценной части коллекции — произведений знаменитых греческих ваятелей VI–IV вв. до н. э.

Ключевые слова:

Константинополь, античное наследие, дворец Лавса, коллекции, Бупал, Лисипп, Фидий, Пракситель

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Bardil J. 2004. Brickstamps of Constantinople. Oxford: Oxford University Press.

Basset S. 2004. The Urban Image of Late Antique Constantinople. Cambridge: Cambridge University Press.

Basset S. G. 2000. Excellent Offerings. The Lausos Collections in Constantinople. The Art Bulletin 82 (1): 6–25.

Mango C. 1963. Antique Statuary and the Byzantian Beholder. Dumbarton Oaks Papers. Journal of Byzantine Studies 17: 53–75.

Mango C., Vickers M., Francis E. 1992. The Palace of Lausus at Constantinople and its Collection of Ancient Statues. Journal of the History of Collections 4 (1): 89–98.

Martines de Jesus C. 2014. The statuary collection held at the baths of Zeuxippus and the search for Constantine’s museological intentions. Synthesis. Buenos Aires: Centro de Estudios Hellenicos 21: 1–16.

Ringrose K. M. 2003. The Perfect Servant. Eunuchs and the Social Construction of Gander in Byzantium. Chicago; London: The University of Chicago Press.

Teetgen A. 1907. The Life and Times of the Empress Pulcheria. London: Swan Sonnenschein & Co.

Болгов Н. Н., Сбитнева Ю. Н., Ляховская О. В. 2011. Бани Зевксиппа в Константинополе: античный комплекс в сердце христианской столицы. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология 47 (1): 28–34.


References

Bardil J. 2004. Brickstamps of Constantinople. Oxford: Oxford University Press.

Basset S. 2004. The Urban Image of Late Antique Constantinople. Cambridge: Cambridge University Press.

Basset S. G. 2000. Excellent Offerings. The Lausos Collections in Constantinople. The Art Bulletin. 82 (1): 6–25.

Bolgov N. N., Sbitneva Ju. N., Lyakhovskaya O. V. 2011. Zeuxippos’ Baths at Constantinople: an Ancient Complex in Heart of Christian Capital. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: istoriia, politologiia 47 (1): 28–34. (In Russian)

Mango C. 1963. Antique Statuary and the Byzantian Beholder. Dumbarton Oaks Papers. Journal of Byzantine Studies 17: 53–75.

Mango C., Vickers M., Francis E. 1992. The Palace of Lausus at Constantinople and its Collection of Ancient Statues. Journal of the History of Collections 4 (1): 89–98.

Martines de Jesus C. 2014. The statuary collection held at the baths of Zeuxippus and the search for Constantine’s museological intentions. Synthesis. Buenos Aires: Centro de Estudios Hellenicos 21: 1–16.

Ringrose K. M. 2003. The Perfect Servant. Eunuchs and the Social Construction of Gander in Byzantium. Chicago; London: The University of Chicago Press.

Teetgen A. 1907. The Life and Times of the Empress Pulcheria. London: Swan Sonnenschein & Co.

Загрузки

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Поршнев, В. П. (2020). Коллекции дворца Лавса в Константинополе. Вопросы музеологии, 11(2), 248–258. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.209

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции