Коллекции дворца Лавса в Константинополе
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.209Аннотация
Константинополь на протяжении IV–VI столетий становится крупнейшим центром собирания памятников античного искусства. Первоначально главным стимулом было желание украсить новую столицу Римской империи. Поэтому как само собирательство, так и расстановка статуй, барельефов, обелисков, архитектурных фрагментов на улицах и площадях носили довольно хаотический характер. Перелом наступает в первые десятилетия V в., когда после указа Феодосия Великого о запрете языческих богослужений древние святилища, оставшись без попечения властей, пришли в полный
упадок в результате погромов фанатиков, мародерства и начавшегося естественного процесса разрушения. Новым собирательским стимулом становится стремление сохранить творения выдающихся мастеров прошлого, утратившие сакральную функцию и рассматриваемые именно как произведения искусства. К этому времени относится собирательская деятельность Лавса, высокопоставленного императорского чиновника, владельца большого дворца на главной городской улице. Статья исследует мотивы коллекционирования шедевров античного искусства, среди которых были творения Лисиппа, Фидия и Праксителя, их возможную систематизацию и степень доступности для горожан. Предварительно делается краткий исторический экскурс в историю строительства и украшения улиц, форумов и общественных зданий Константинополя, включая обзор оставшихся в наследство императору Константину I памятников древнего Византия. Автором отвергается мнение, высказанное в ряде зарубежных публикаций, о том, что подбор экспонатов коллекции Лавса и их экспонирование имели главной целью создать зрительный ряд образов-аллегорий христианских добродетелей. Исследование базируется на письменных источниках, сочинениях византийских авторов и на результатах недавних археологических раскопок в центре Стамбула, выявивших фрагменты дворца Лавса, в частности фундаменты расположенного отдельно от жилых покоев зала с ротондами, по предположению автора, предназначенного для размещения наиболее ценной части коллекции — произведений знаменитых греческих ваятелей VI–IV вв. до н. э.
Ключевые слова:
Константинополь, античное наследие, дворец Лавса, коллекции, Бупал, Лисипп, Фидий, Пракситель
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.