Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций

Авторы

  • Ирина Валерьевна Андреева Челябинский государственный институт культуры, Российская Федерация, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а https://orcid.org/0000-0002-8737-8422

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.102

Аннотация

В статье рассматривается проблема классификации и видовых особенностей музейной экспозиции. В качестве основания классификации характеризуется метод музейно-экспозиционного проектирования как воплощение определенного типа мышления и познания экспозиционной темы, программа выбора средств для создания специфически музейной модели действительности. В отечественном музееведении теория метода построения экспозиции связана с именами Н. И. Романова, В. М. Фармаковского, Ф. И. Шмита, Н. М. Дружинина, А. И. Михайловской, Т. П. Полякова, Е. А. Розенблюма, но проблематика классификации экспозиций данными авторами не рассматривалась. Метод коррелирует с моделирующей функцией экспозиции, это позволяет выделить наряду с известными видами (систематической, ансамблевой/ландшафтной, тематической, музейно-образной, образно-сюжетной) три типа музейных экспозиций: научные; научно-популярные (средовые, тематические, комплексные); синтетические. Краткий обзор проблемы классификации и типологии экспозиций в зарубежной музеологии позволяет представить несколько подходов. На основе культурно-исторического подхода Е. Свецимский выделил три типа модернизаций экспозиций: 1) направленные на обеспечение научности, которые начиная с XIX в. продуцировали тип систематической экспозиции; 2) дидактического характера, которые привели к формированию иллюстративно-тематических и иллюстративно-повествовательных экспозиций; 3) подчиненные эстетическим принципам, которые способствовали становлению художественных методов экспозиционного проектирования. Многообразие подходов к классификации, сложившихся в зарубежной музеологии к концу XX в., было систематизировано в работе голландского музеолога П. ван Менша. На основе критерия «структуры» он выделил субъективный, систематический, экологический типы экспозиций; критерия «стиля» — нарративный; эстетический, эвокативный и дидактический; критерия «техники коммуникации» — интерактивный и пассивный. Предложенные типо-видовые схемы имеют множество пересечений с классификацией по методу экспозиционного проектирования, а также прямые аналогии с выделенными в ней типами и видами. Адаптация данной классификации к профильной системе музея рассмотрена на примере художественной экспозиции. Проанализированные Т. П. Калугиной виды экспонирования — декоративный комплекс, академический ряд, экспонат в фокусе и проблемная группировка — также могут рассматриваться как частный случай более универсальной классификации, которая опирается на когнитивный подход. Следовательно, метод музейно-экспозиционного проектирования может рассматриваться как наиболее общее и универсальное основание классификации музейных экспозиций, обладающей необходимым эвристическим потенциалом для теории и практики музейного дела.

Ключевые слова:

музееведение, музейная экспозиция, классификация, типология, когнитивный подход, метод музейно-экспозиционного проектирования, зарубежная музеология, художественная экспозиция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андреева И. В. 2018. Технологии выставочной деятельности: учеб. пособие. Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры.

Дружинин Н. М. 1988. Методы историко-революционной экспозиции. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. Музейное дело. М.: Наука: 242–253.

Калугина Т. П. 1989. Истоки экспозиции художественного музея и его культурно-коммуникативная функция. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб. науч. тр. Москва: НИИК: 68–83.

Калугина Т. П. 1988. Художественная экспозиция как феномен культуры. Музей. Художественные собрания СССР 9. М.: Советский художник: 12–26.

Калугина Т. П. 2008. Художественный музей как феномен культуры. СПб.: Петрополис.

Майстровская М. Т. 2016. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. М.: Прогресс-Традиция.Михайловская А. И. 1964. Музейная экспозиция. (Организация и техника) . М.: Советская Россия.

Менш П. ван. 2014. К методологии музеологии. Вопросы музеологии 9: 15–291.

Пищулин Ю. П. (ред.) 1986. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. М.: [Б. и.]: 36–135.

Поляков Т. П. 2003. Мифология музейного проектирования или ≪Как делать музей?≫ — 2 . М.: Изд-во Рос. ин-та культурологии.

Поляков Т. П. 2010. Музейная колея или О методах и технологиях проектирования музейных экспозиций. Музей 4: 66–71.

Романов Н. И. 1919. Как устраивать местные музеи. М.: Academia.

Розенблюм Е. А. 1997. Время и пространство в музейной экспозиции. Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. Сб. науч. тр. М.: Тип. Н. Желудковой: 108–117.

Свецимский Е. 1989. Модернизация музейных экспозиций. М.: НИИК.

Сотникова С. И. 2011. Естественнонаучная музеология. Томск: Изд-во Томск. ун-та.

Фармаковский М. В. 1928. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. Л.: Гос. Русский музей.

Шмит Ф. И. 1929. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Л.: Academia.

References

Andreeva I. V. 2018. Technologies of Exhibition Activity: Textbook. Chelyabinsk: Cheliabinskii gos.institut kulʼtury Publ. (In Russian)

Druzhinin N. M. 1988. Methods of Historical and Revolutionary Exposition. Izbrannye trudy. Vneshniaia politika Rossii. Istoriia Moskvy. Muzeinoe delo. Moscow: Nauka Publ.: 242–253. (In Russian)

Kalugina T. P. 1988. Artistic Exposition as a Phenomenon of Culture. Muzei. Hudozhestvennye sobraniia SSSR 9: 12–26. (In Russian)

Kalugina T. P. 2008. Art Museum as a Phenomenon of Culture. St. Petersburg: Petropolis Publ. (In Russian)

Kalugina T. P. 1989. The Origins of the Exposition of the Art Museum and Its Cultural and Communicative Function. Problemy kul’turnoi kommunikacii v muzejnoi deyatel’nosti. Moscow: Sovetskii khudozhnic Publ.: 68–83. (In Russian)

Majstrovskaya M. T. 2016. Museum as an Object of Culture: the Art of the Exposition Ensemble. Moscow: Progress-Tradiciia Publ. (In Russian)

Mihajlovskaya A. I. 1964. Museum Exposition. (Organization and technology) . Moscow: Sovetskaia Rossiia Publ. (In Russian)

Mensh P. van. 2014. To the Methodology of Museology. Voprosy muzeologii 9: 15–291. (In Russian)

Pishchulin Yu. P. (ed.) 1986. Museum Terms. Terminologicheskie problemy muzeevedeniia. Sbornik nauchyh trudov. Moscow: [S.n.]: 36–135. (In Russian)

Polyakov T. P. 2003. Mythology of Museum Design or “How to Make a Museum?” — 2. Moscow: Izd-vo Rossiiskogo Inituta kulʼturologii. (In Russian)

Polyakov T. P. 2010. Museum Track or About Methods and Technologies of Museum Exposition Design. Muzei 4: 66–71. (In Russian)

Romanov N. I. 1919. How to Arrange Local Museums. Moscow: Academia Publ. (In Russian)

Rozenblyum E. A. 1997. Time and space in the museum exhibition. Muzeinaia ekspoziciia. Teoriia i praktika. Iskusstvo ekspozicii. Novye scenarii i kontseptsii. Sbornik nauchnyh trudov. Moscow: Tip. N. Zheludkovoi: 108–117. (In Russian)

Svecimskij E. 1989. Modernization of museum exhibitions. Moscow: NII kulʼtury. (In Russian)

Sotnikova S. I. 2011. Natural science museology. Tomsk: Izdatelʼstvo Tomskogo gosudarstvennogo Universiteta. (In Russian)

Farmakovskij M. V. 1928. Technique of exposition in historical museums. Leningrad: Izdanie Gosudarstvennogo Russkogo muzeia. (In Russian)

Shmit F. I. 1929. Museum business. Exhibition issues. Leningrad: Academia Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.10.2019

Как цитировать

Андреева, И. . (2019). Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций. Вопросы музеологии, 10(1), 16–28. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.102

Выпуск

Раздел

Теоретические основы музеологии