Метод музейно-экспозиционного проектирования как основание классификации музейных экспозиций
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.102Аннотация
В статье рассматривается проблема классификации и видовых особенностей музейной экспозиции. В качестве основания классификации характеризуется метод музейно-экспозиционного проектирования как воплощение определенного типа мышления и познания экспозиционной темы, программа выбора средств для создания специфически музейной модели действительности. В отечественном музееведении теория метода построения экспозиции связана с именами Н. И. Романова, В. М. Фармаковского, Ф. И. Шмита, Н. М. Дружинина, А. И. Михайловской, Т. П. Полякова, Е. А. Розенблюма, но проблематика классификации экспозиций данными авторами не рассматривалась. Метод коррелирует с моделирующей функцией экспозиции, это позволяет выделить наряду с известными видами (систематической, ансамблевой/ландшафтной, тематической, музейно-образной, образно-сюжетной) три типа музейных экспозиций: научные; научно-популярные (средовые, тематические, комплексные); синтетические. Краткий обзор проблемы классификации и типологии экспозиций в зарубежной музеологии позволяет представить несколько подходов. На основе культурно-исторического подхода Е. Свецимский выделил три типа модернизаций экспозиций: 1) направленные на обеспечение научности, которые начиная с XIX в. продуцировали тип систематической экспозиции; 2) дидактического характера, которые привели к формированию иллюстративно-тематических и иллюстративно-повествовательных экспозиций; 3) подчиненные эстетическим принципам, которые способствовали становлению художественных методов экспозиционного проектирования. Многообразие подходов к классификации, сложившихся в зарубежной музеологии к концу XX в., было систематизировано в работе голландского музеолога П. ван Менша. На основе критерия «структуры» он выделил субъективный, систематический, экологический типы экспозиций; критерия «стиля» — нарративный; эстетический, эвокативный и дидактический; критерия «техники коммуникации» — интерактивный и пассивный. Предложенные типо-видовые схемы имеют множество пересечений с классификацией по методу экспозиционного проектирования, а также прямые аналогии с выделенными в ней типами и видами. Адаптация данной классификации к профильной системе музея рассмотрена на примере художественной экспозиции. Проанализированные Т. П. Калугиной виды экспонирования — декоративный комплекс, академический ряд, экспонат в фокусе и проблемная группировка — также могут рассматриваться как частный случай более универсальной классификации, которая опирается на когнитивный подход. Следовательно, метод музейно-экспозиционного проектирования может рассматриваться как наиболее общее и универсальное основание классификации музейных экспозиций, обладающей необходимым эвристическим потенциалом для теории и практики музейного дела.
Ключевые слова:
музееведение, музейная экспозиция, классификация, типология, когнитивный подход, метод музейно-экспозиционного проектирования, зарубежная музеология, художественная экспозиция
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.