Musaeum Kircherianum в истории музейного дела эпохи барокко

Авторы

  • Валерий Павлович  Поршнев Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2–4

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.102

Аннотация

Музей, названный именем его основателя А.Кирхера (1602–1680), как и  обширное письменное наследие ученого иезуита, недостаточно оценены отечественными историками культуры и музееведами, в то время как в Европе и США в течение последних трех десятилетий вышли десятки монографий и  сотни статей, посвященные этой незаурядной личности. Показателем растущего интереса к А.Кирхеру стала юбилейная выставка в залах римского Палаццо Венеция в 2001 г., устроители которой на несколько недель погрузили посетителей в  интеллектуальную атмосферу времени расцвета культуры барокко, используя подлинные экспонаты и  их реконструкции прежнего музея Римской коллегии ордена Иисуса Христа. Название выставки, Museo del mondo, подчеркивало универсальный характер музея, просуществовавшего, хотя и с большими утратами, до 1913 г. Его экспозиция представляла собой целостную авторскую модель Вселенной, мир метафор и  символов, порожденный мистическим мировоззрением А.Кирхера. Мир, далекий от физической реальности, несмотря на то что его создатель знал и  учитывал главные научные открытия того времени. Оценку музею следует давать не по вкладу А.Кирхера в естествознание и гуманитарные науки, а по тому, как был оформлен интерьер, насколько искусно подобраны и  представлены экспонаты, дополненные картинами, гравюрами и  авторскими пояснительными надписями, как мастерски были продуманы визуальные и звуковые эффекты. Кроме того, историки недостаточно связывают музей с письменным наследием А.Кирхера, предварительно изложившего свою модель мироустройства в  серии иллюстрированных фолиантов, вместе составивших как бы виртуальный музей, который автор перевоплотил в Musaeum Kircherianum, заменив книжные иллюстрации предметным рядом. Источниками предлагаемой реконструкции музея являются космологические, естественно-научные, языковедческие, исторические труды А.Кирхера, не переводившиеся с латинского и не переиздававшиеся с конца XVII в.; записки путешественников, посещавших Musaeum Kircherianum в разные периоды его истории; и музейные каталоги 1678–1878 гг.

Ключевые слова:

А.Кирхер, Л.Бернини, барокко, иезуиты, Musaeum Kircherianum, обелиски, коллекции, магнетизм, театр метафор

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Грицкевич В.П. 2004. История музейного дела до конца XVIII века. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПбГУКИ.

Дубровская Д.В. 2001. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие, 1552–1775 гг. М.: Крафт+ ИВ РАН.

Иогансон Л.И. 2016. Возрождение Атанасиуса Кирхера. Альманах Пространство и Время 11 (1): Система планета Земля. URL: http://www.jspacetime.com/actual%20content/t11v1/2227-9490e

aprovr_e-ast11-1.2016.62.php (дата обращения: 11.09.2021).

Юренева Т.Ю. 2004. Музееведение. М.: Академический проект. Рис. 12. Лоренцо Бернини. Автопортрет Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/ Category:Gianlorenzo_Bernini (дата обращения: 14.09.2021).Brischar K. 1877.

Athanasius Kircher. Ein Lebensbild. Würzburg: L.Wörtliche Buch- und kirchliche Kunstverlagshandlung.

Fletcher J. 2011. A Study of the Life and Works of Athanasius Kircher, “Germanus Incredibilis”. Leiden, Boston: Brill NV.

Glassie J. 2012. A Man of Misconceptions. The Life of an Eccentric in an Age of Change. New York: Reverhead Books.

Lo Sardo E.(ed.). 2001. Athanasius Kircher. Il Museo del mondo Ministerio per i Beni e le Attività Culturali, Ufficio Centrali per i Beni Archivistici, Catálogo de exposición. Roma: Edizioni de Luca.

Mayer-Deutsch A. 2010. Das Musaeum Kircherianum: Kontemplative Momente, historische Rekonstruktion, Bildrhetorik. Zürich: Diaphanes Verlag.

References

Brischar K. 1877. Athanasius Kircher. Ein Lebensbild. Würzburg: L.Wörtliche Buch- und kirchliche Kunstverlagshandlung.

Dubrovskaya D.V. 2001. The Jesuit Mission in China. Matteo Ricci et al., 1552–1775. Moscow: Kraft+IV RAN Publ. (In Russian)

Fletcher J. 2011. A Study of the Life and Works of Athanasius Kircher, “Germanus Incredibilis”. Leiden & Boston: Brill NV.Glassie J. 2012. A Man of Misconceptions. The Life of an Eccentric in an Age of Change. New York: Reverhead Books.

Gritskevich V.P. 2004. History of Museum Field until the End of the XVIII Century. 2nd ed. St Petersburg: SPbGUKI Publ. (In Russian)

Ioganson L.I. 2016. The Revival of Athanasius Kircher. Electronic Scientific Edition Almanac Space and Time 11 (1): The Earth Planet System. URL: http://www.j-spacetime.com/actual%20content/t11v1/ (aсcessed: 11.09.2021). (In Russian)

Iureneva T.Iu. 2004. Museology. Moscow: Academicheskii Proekt Publ. (In Russian)

Lo Sardo E.(ed.). 2001. Athanasius Kircher. Il Museo del mondo Ministerio per i Beni e le Attività Culturali, Ufficio Centrali per i Beni Archivistici, Catálogo de exposición. Roma: Edizioni de Luca.

Mayer-Deutsch A. 2010. Das Musaeum Kircherianum: Kontemplative Momente, historische Rekonstruktion, Bildrhetorik. Zürich: Diaphanes Verlag.

Загрузки

Опубликован

03.08.2022

Как цитировать

Поршнев, В. П. (2022). Musaeum Kircherianum в истории музейного дела эпохи барокко. Вопросы музеологии, 13(1), 16–38. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.102

Выпуск

Раздел

История музейного дела