Произведения китайской традиционной живописи в советских музеях: к вопросу изучения и актуализации
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.111Аннотация
В центре внимания статьи — процессы формирования коллекций китайского искусства в Советском Союзе, в частности коллекций китайской живописи. Приводятся данные о первых поступлениях традиционной китайской живописи в крупные музеи. Акцентируется внимание на том, что чаще всего это была живопись «цветы и птицы». Дается количественная характеристика этой разновидности китайской живописи в соотношении к общему объему коллекций китайской живописи в крупных музеях Советского Союза. Освещаются первые (связанные в первую очередь с деятельностью музейных сотрудников) систематические попытки исследовать китайскую традиционную живопись как целостный феномен. Описан процесс формирования систематизированных представлений о китайской традиционной живописи. На основе корпуса советских научных публикаций даются анализ исследования живописи «цветы и птицы» и его категориальное определение. Отдельное внимание уделяется важной роли выставок китайского искусства в развитии научного дискурса и широкого общественного интереса к китайской традиционной живописи в целом. Наиболее значительные выставки китайского искусства прошли в 1934, 1940, 1950, 1957 гг. и сформировали пространство художественной коммуникации. Анализ процессов формирования китайских коллекций живописи, выставочной деятельности, художественной коммуникации (профессиональной и массовой) позволяет сделать вывод о формировании после 1950-х годов собственного понимания китайской традиционной живописи, получившего в дальнейшем широкое распространение в трудах советских искусствоведов.
Ключевые слова:
музей, китайская живопись, Советский Союз, экспозиции, живопись цветы и птицы, выставка
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.