Этапы экскурсионной работы Русского музея

Авторы

  • Ольга Анатольевна Туминская Государственный Русский музей, Российская Федерация, 195186, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.203

Аннотация

Историческое развитие служб просвещения в Русском музее является новой темой для исследования. Русский музей (ранее — Русский музей Императора Александра III) открылся в 1898 г. и сразу же привлек внимание публики. В нем образовалось три отдела: художественный, историко-бытовой и этнографический. Первые сотрудники музея — Альберт Николаевич Бенуа, Павел Александрович Брюллов и Петр Иванович Нерадовский — были хранителями художественного отдела. Одновременно с деятельностью по сбору, экспонированию, хранению и реставрации разнообразных художественных ценностей музея они вели просветительскую работу с приходящей в музей публикой. Практически сразу высветились проблемы по ее организации. Хранителям художественного отдела явно не хватало на нее производственных сил. Заниматься ею могли бы отдельные сотрудники в обозначенное штатным расписанием время. Возросший интерес к коллекциям музея у зрителей и исторические события потребовали кадровой и структурной перестройки музея. В 1928 г. было основано бюро просветительской службы, которое положило начало последующей многопрофильной работе со зрителем. В тексте приводятся ссылки на ранее неопубликованные архивные документы. Период, о котором идет речь, охватывает несколько эпох: от времени открытия музея в конце XIX в. до первых десятилетий XXI в. За это время Русский музей сменил название, став в 1925 г. именоваться Государственным Русским музеем и сместил акценты в работе с публикой. К моменту открытия Русского музея Императора Александра III в 1898 г. его наследником Николаем II собрание музея было достаточно разрозненным и небольшим по объему, включало всего 445 живописных работ, около 100 произведений скульптуры, около 1000 рисунков, гравюр и акварелей, а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства Древней Руси). Просветительская работа в музее в XXI в. ведется с применением современных технологий, открывающих новые возможности общения со зрителем, однако лекция, экскурсия и беседа остаются востребованными формами работы.

Ключевые слова:

бюро просветительской службы, экскурсия, лекция, беседа, Русский музей, Эрмитаж

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Блинов С.Г. (публ. и прим.) Революционное время в Русском музее и в Эрмитаже: (Воспоминания графа Д.И.Толстого). Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII–XX вв. М.: Студия ТРИТЭ: 1992.

Климов П.Ю. 1999. Александр Третий и русские художники. Конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы за 1998 г. История коллекций и дворцов Русского музея. СПб.: СПбЦНТИ: 32–33.

Лазуко А.К. 2009. От именного указа императора до сегодняшнего дня. Просветительская деятельность в Русском музее. Музеология — музееведение в XXI веке. Проблемы изучения и преподавания: мат-лы междунар. науч. конф. (СПб., 14–16 мая 2008 г.). СПб.: 388–403.

Туминская О.А. 2018. К юбилею Бюро просветительской службы: Материалы по истории отделов научно-художественной пропаганды Государственного Русского музея. СПб.: Дмитрий Буланин.

References

Klimov P.Iu. 1999. Aleksandr Tretii i russkie khudozhniki [Alexander the Third and Russian artists]. Konferentsiia, posviashchennaia itogam nauchno-issledovatel’skoi raboty za 1998 g. Istoriia kollektsii i dvortsov Russkogo muzeia [Conference on the results of research work for 1998. History of collections and palaces by the Russian Museum]. Saint-Petersburg: SPbTsNTI: 32–33. (In Russian).

Lazuko A.K. 2009. Ot imennogo ukaza imperatora do segodniashnego dnia. Prosvetitel’skaia deiatel’nost’ v Russkom muzee [From the personal decree of the emperor to today. Educational activities in the Russian Museum]. Muzeologiia — muzeevedenie v XXI veke. Problemy izucheniia i prepodavaniia. Mater. Mezhd. nauchn. konf. SPb., 14–16 maia 2008 g. [Museology — museum studies in the 21st century. Learning and studying problems. Materials by Int. scientific conf. SPb., May 14–16, 2008]. Otv. red. Maiorov A.V. Saint-Petersburg: 388–403 (in Russian).

Tuminskaia O.A. 2018. K iubileiu Biuro prosvetitel’skoi sluzhby: Materialy po istorii otdelov nauchnokhudozhestvennoi propagandy Gosudarstvennogo Russkogo muzeia [To the Anniversary of the Bureau of the Educational Service: Materials on the history of the departments of scientific and artistic propaganda of the State Russian Museum]. Saint-Petersburg: Dmitrii Bulanin: 144. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

11.04.2019

Как цитировать

Туминская, О. А. (2019). Этапы экскурсионной работы Русского музея. Вопросы музеологии, 9(2), 162–171. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.203

Выпуск

Раздел

Музейное образование и образование в музее