Этапы экскурсионной работы Русского музея
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.203Аннотация
Историческое развитие служб просвещения в Русском музее является новой темой для исследования. Русский музей (ранее — Русский музей Императора Александра III) открылся в 1898 г. и сразу же привлек внимание публики. В нем образовалось три отдела: художественный, историко-бытовой и этнографический. Первые сотрудники музея — Альберт Николаевич Бенуа, Павел Александрович Брюллов и Петр Иванович Нерадовский — были хранителями художественного отдела. Одновременно с деятельностью по сбору, экспонированию, хранению и реставрации разнообразных художественных ценностей музея они вели просветительскую работу с приходящей в музей публикой. Практически сразу высветились проблемы по ее организации. Хранителям художественного отдела явно не хватало на нее производственных сил. Заниматься ею могли бы отдельные сотрудники в обозначенное штатным расписанием время. Возросший интерес к коллекциям музея у зрителей и исторические события потребовали кадровой и структурной перестройки музея. В 1928 г. было основано бюро просветительской службы, которое положило начало последующей многопрофильной работе со зрителем. В тексте приводятся ссылки на ранее неопубликованные архивные документы. Период, о котором идет речь, охватывает несколько эпох: от времени открытия музея в конце XIX в. до первых десятилетий XXI в. За это время Русский музей сменил название, став в 1925 г. именоваться Государственным Русским музеем и сместил акценты в работе с публикой. К моменту открытия Русского музея Императора Александра III в 1898 г. его наследником Николаем II собрание музея было достаточно разрозненным и небольшим по объему, включало всего 445 живописных работ, около 100 произведений скульптуры, около 1000 рисунков, гравюр и акварелей, а также около 5000 памятников старины, составивших коллекцию христианских древностей (иконы и изделия декоративно-прикладного искусства Древней Руси). Просветительская работа в музее в XXI в. ведется с применением современных технологий, открывающих новые возможности общения со зрителем, однако лекция, экскурсия и беседа остаются востребованными формами работы.
Ключевые слова:
бюро просветительской службы, экскурсия, лекция, беседа, Русский музей, Эрмитаж
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.