Роль дисциплины «Концептуальные выставки» в образовательном процессе

Авторы

  • Мария Николаевна Чеснокова Музей-институт семьи Рерихов, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия, 1, литер А; Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.205

Аннотация

Статья посвящена учебной дисциплине «Концептуальные выставки». Определяется ее место в ряду других дисциплин, затрагивается вопрос о необходимости корректного употребления терминов, в том числе верной трактовки понятия «концептуальная выставка». Наряду с выставками, соответствующими общепринятой классификации, существуют те, что не вписываются в традиционные рамки, задействуют нетривиальные экспозиционные решения и по своей сути являются формой авторского высказывания. Концептуальной выставке как отдельному явлению присущи определенные характеристики. Раскрытие этого понятия невозможно без обращения к феномену независимого кураторства, демонстрирующему смелое раздвигание привычных границ экспозиции, выдающуюся творческую свободу. Примером могут служить такие фигуры, как Харальд Зееман, Сет Сигелауб, Люси Липпард. В процессе обучения будущим кураторам должны быть предоставлены возможности для развития креативности, гибкости, способности к импровизации, то есть качеств, необходимых для построения и презентации выставочного текста, выстраивания коммуникации с посетителем выставки. Этому способствуют творческие задания, в рамках которых студенты учатся нестандартно подходить к разработке концепции и структуры экспозиции. Подобные задания не только ориентируют учащихся на практическую деятельность, самопознание и развитие творческих способностей, но и соответствуют проектно-созидательной модели обучения, подразумевающей познание через сотворение, активный диалог, самостоятельный поиск решений, имеющих, помимо учебного, еще и прикладное значение.

Ключевые слова:

концептуальная выставка, музеология, обучение, творчество, экспозиция, музей, студент

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бычков В.В. 2004. Эстетика: Учебник. Москва: Гардарики.

Гребенюк О.С., Рожков М.И. 2004. Общие основы педагогики: Учебник для студентов высших учебных заведений. Москва: Владос-пресс.

Закс А.Б. 2001. Экспозиция музейная. Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М.: Прогресс, Рипол классик: 355–357.

Мастеница Е.Н. 2006. Музееведческое образование: сущность и задачи. Музей. Экскурсия. Туризм. Сборник материалов конференций. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. СПб.: СПбГУКИ: 20–27.

Обрист Х.У. 2014. Краткая история кураторства. М.: Ад Маргинем Пресс.

Чирков В.Ф. 1999. Концептуальная выставка. Определение, разработка, осуществление. Культурологические исследования в Сибири. Вып. 1 / гл. ред. Н.А.Томилов. Омск: 101–107.

References

Bychkov V.V. 2004. Estetika: Uchebnik [Aesthetics: Textbook]. Moscow: Gardariki Publ. (In Russian).

Chirkov V.F. 1999. Kontseptual’naia vystavka. Opredelenie, razrabotka, osushchestvlenie [Conceptual exhibition. Definition, development, implementation]. Kul’turologicheskie issledovaniia v Sibiri. 1: 101–107. (In Russian)

Grebeniuk O. S., Rozhkov M.I. 2004. Obshchie osnovy pedagogiki: Uchebnik dlia studentov vysshikh uchebnykh zavedenii [General principles of pedagogy: Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow: Vlados-press Publ. (In Russian).

Mastenitsa E.N. 2006. Muzeevedcheskoe obrazovanie: sushchnost’ i zadachi [Museum education: the essence and tasks]. Muzei. Ekskursiia. Turizm. Sbornik materialov konferentsii. Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet kul’tury i iskusstv: 20–27. (In Russian).

Obrist Kh. U. 2014. Kratkaia istoriia kuratorstva [A brief history of curating]. Мoscow: Ad Marginem Press. (In Russian).

Zaks A.B. 2001. Ekspozitsiia muzeinaia [Museum exposition]. Rossiiskaia muzeinaia entsiklopediia. 2: 355–357. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

02.07.2021

Как цитировать

Чеснокова, М. Н. (2021). Роль дисциплины «Концептуальные выставки» в образовательном процессе. Вопросы музеологии, 9(2), 185–190. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.205

Выпуск

Раздел

Музейное образование и образование в музее