О произведениях из коллекции архитектора В. А. Таубера в отделе народного искусства Государственного Русского музея
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2024.108Аннотация
В настоящей статье речь идет о художественных произведениях из бывшего собрания Виктора Александровича Таубера — известного архитектора, одного из организаторов Музея отживающего культа (1923–1927). Известно, что в 1925 г. он пожертвовал в этот музей большое количество церковной утвари из меди. Данный факт свидетельствует о существовании его личной коллекции уже в то время. После смерти архитектора, при приеме на временное хранение в Русский музей в 1944 г., экспонаты были распределены между несколькими отделами. Сегодня некоторые произведения находятся в отделе народного искусства. Разнообразные металлические изделия из собрания В. А. Таубера (светцы, брачные венцы, ключи, замки, подсвечник, ларцы-теремки, кронштейны, братина, булава) ранее не становились предметом специального исследования. У большинства не были определены время и место производства. Поэтому в центре внимания автора статьи — вопросы атрибуции названных изделий, также проведен их художественный анализ. Привлекались многочисленные аналогии из российских и зарубежных музеев. Предметы рассматривались как цельная коллекция. В итоге сделан вывод, что многие произведения из собрания В. А. Таубера — первоклассные памятники народного искусства, демонстрирующие бесконечное разнообразие художественных решений. Это подчеркивается не только их пребыванием на постоянной экспозиции отдела народного искусства, но и публикациями в различных музейных изданиях. Большинство произведений находится в сфере церковного искусства, поэтому не исключено, что они имеют отношение к Музею отживающего культа.
Ключевые слова:
Виктор Александрович Таубер, коллекция, Музей отживающего культа, отдел народного искусства, Государственный Русский музей
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Ананьев В. Г. 2018a. Музей отживающего культа (1923–1927): история создания и пути формирования коллекции. Вестник Томского государственного университета 432: 57–64.
Ананьев В. Г. 2018b. Музей отживающего культа и его экспозиционные практики. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология 34 (2): 299–310.
Бернштам Т. А. 1963. Забытый памятник древнерусского искусства (берестяные и деревянные расписные брачные венцы XVII века). Советская этнография 2: 130–134.
Гилодо А. А., Лобанева Т. А. 1990. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII–XVIII вв. Князевская Т. Б. (сост.). Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1989. М.: Наука: 350–365.
Голыбина Н. В. 1976. Кузнечных дел мастера. Богуславская И. Я. (сост. и науч. ред.) Добрых рук мастерство: произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея. Сборник. Л.: Искусство. 12–20.
Горпенко А. Е. 1966. Русское просечное железо XVII–XVIII вв. Сборник трудов НИИХП. Вып. 3. М.: Легкая индустрия. 119–147.
Григорьева Н. С. 1984. Художественная обработка металлов. Богуславская И. Я. (ред.-сост.). Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л.: Художник РСФСР. № 112.
Клюканова О. В. 2007. К истории коллекции древнерусского прикладного искусства ГРМ. Деревянные брачные венцы: вопросы классификации. Проблемы изучения, сохранения и использования наследия христианской деревянной скульптуры. Материалы 1‑го межрегионального симпозиума (3–4 декабря 2003 года). Пермь: издатель И. Максарова. 147–157.
Кованые железные светцы XVII–XIX веков. Из собрания Государственного исторического музея. 2013. М.: Исторический музей.
Левинсон Н. Р. 2013. Кузнечное народно-художественное мастерство. Железно-кованые светцы XVII–XIX веков. Кованые железные светцы XVII–XIX веков. Из собрания Государственного исторического музея. М.: Исторический музей: 8–44.
Митурич С. В. (сост.) 2013. Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Альбом-путеводитель по коллекциям народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Три квадрата.
Михайлова З. В. 2015. К вопросу изучения берестяных брачных венцов XVII–XVIII вв. Вопросы музеологии 1 (11): 103–108.
Пивоварова Н., Клюканова О. 2010. Новгородские брачные венцы из собрания Русского музея. Вопросы типологии и атрибуции. София 4: 14–17. Письмо архиепископа Феофана Прокоповича к канцлеру Остерману. 1852. Москвитянин 6 (22): 1–2.
Покровский Н. В. 1882. Брачные венцы и царские короны: история формы брачных венцов и их символическое значение. Христианское чтение 7–8: 127–160.
Покровский Н. В. 1887. О брачных венцах. Труды V Археологического съезда в Тифлисе. М.: Тип. В. И. Мамонтова. 203–206.
Рогачев Г. М. 2003. Редкая астролябия эпохи Возрождения из коллекции Центрального военно-морского музея. Центральный военно-морской музей. СПб. URL: https://navalmuseum.ru/news?id=405 (дата обращения: 25.05.2024).
Светильники Древней Руси из собрания Русского музея. 2013. Альманах. Вып. 367. СПб.: Palace Editions.
Шехурина Л. Д. 2006. Музейная деятельность общества «Старый Петербург — Новый Ленинград». Пиотровский М. Б. и Никонова А. А. (ред.). Собор лиц. Сб. ст. СПб.: СПбГУ; Государственный Эрмитаж. 189–196.
References
Anan’ev V. G. 2018a. The museum of the dying cult (1923–1927): The history of creation and ways of forming the collection. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta 432: 57–64. (In Russian)
Anan’ev V. G. 2018b. The museum of a Dying Cult and its exposition practices. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies 34 (2): 299–310. (In Russian)
Bernshtam T. A. 1963. A forgotten artistic work of ancient Russian art. Birch bark and wooden painted wedding crowns of the XVII century. Sovetskaia etnografiia 2: 130–134. (In Russian)
Candlesticks of Ancient Russia from the collection of the Russian museum. 2013. Al’manakh. Iss. 367. St. Petersburg: Palace Editions Publ. (In Russian)
Gilodo A. A., Lobaneva T. A. 1990. The Russian chest products with forged iron of the XVII–XVIII centuries. Kniazevskaia T. B. (comp.). Pamyatniki kul’tury. Novye otkrytiia. Iezhegodnik. 1989. Moscow: Nauka Publ. 350–365. (In Russian)
Golybina N. V. 1976. The blacksmithing masters. Boguslavskaia I. Ia. (comp., ed.). Dobrykh ruk masterstvo: Proizvedeniia narodnogo iskusstva v sobranii Gosudarstvennogo Russkogo muzeia: Leningrad: Iskusstvo Publ. 12–20. (In Russian)
Gorpenko A. E. 1966. The Russian artistic iron of the XVII–XVIII centuries. Sbornik trudov NIIXP. Iss. 3. Moscow: Liogkaia industriia Publ. 119–147. (In Russian)
Grigorieva N. S. 1984. The artistic processing of metals. Boguslavskaia I. Ia. (ed., comp.). Russkoe narodnoe iskusstvo v sobranii Gosudarstvennogo Russkogo muzeia. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ. № 112. (In Russian)
Kliukanova O. V. 2007. On the history of the collection of ancient Russian applied art of the State museum of fine arts. Wooden wedding crowns: classification issues. Problemy izucheniia, sokhraneniia i ispol’zovaniia naslediia khristianskoi dereviannoi skul’ptury. Materialy 1‑go mezhregional’nogo simpoziuma (December 3–4 2003). Perm: I. Maksarova Publ. 147–157. (In Russian) Letter from Archbishop Feofan Prokopovich to chancellor Osterman. 1852. Moskvitianin 6 (22): 1–2.
Levinson N. R. 2013. The blacksmithing folk art. Iron-forged candlesticks of the XVII–XIX centuries. Kovany`e zhelezny`e svetcy XVII–XIX vekov. Iz sobraniia Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeia. Moscow: Istoricheskii muzei Publ. 8–44. (In Russian)
Mikhailova Z. V. 2015. On the issue of studying birch bark wedding crowns of the XVII–XVIII centuries. The Issues of Museology 1 (11): 103–108. (In Russian)
Miturich S. V. (comp.). 2013. The historical, architectural and art museum-reserve of Veliky Ustyug. Albumguide to collections of folk and decorative arts. Moscow: Tri Kvadrata Publ. (In Russian)
Pivovarova N., Klyukanova O. 2010. Novgorod wedding crowns from the collection of the Russian museum. Typology and attribution issues. Sofiia 4: 14–17. (In Russian)
Pokrovskii N. V. 1882. Wedding crowns and royal crowns: The history of the form of wedding crowns and their symbolic meaning. Khristianskoe chtenie 7–8: 127–160. (In Russian)
Pokrovskii N. V. 1887. About marriage crowns. Trudy V Arkheologicheskogo s’’ezda v Tiflise. Moscow: Tipografiia V. I. Mamontova Publ. 203–206. (In Russian)
Rogachev G. M. 2003. A rare Renaissance astrolabe from the collection of the Central Naval Museum. Tsentral’nyi voenno-morskoi musei. St Petersburg. Available at: https://navalmuseum.ru/news?id=405 (accessed: 25.05.2024). (In Russian)
Shekhurina L. D. 2006. The museum activity of the society “Old Petersburg — New Leningrad”.
Piotrovskii M. B., Nikonova A. A. (eds). Sobor lits: sbornik statei. St Petersburg. 189–196. (In Russian)
The wrought iron candlesticks of the XVII–XIX centuries. From the collection of the State historical museum. 2013. Moscow: Istoricheskii muzei Publ. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.