Хакасский язык в контексте музейного праздника, основанного на обрядовых традициях хакасов
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2024.112Аннотация
В статье рассматриваются вопросы популяризации и использования хакасского языка в рамках музейных событий, адресованных многонациональной и младшей детской (в том числе с инклюзией) аудиториям посетителей. Автор делится опытом организации музейного праздника, основанного на национальных обрядах, и наглядно демонстрирует, насколько интересно можно представить народные традиции на современной музейной площадке. Проблематичность такой концепции связана с историческим аспектом становления и развития хакасского языка, которые отличаются от аналогичных процессов у большинства тюркских народов. Тем не менее стремление к самоидентичности, присущее коренному населению Хакасии, диктует свои правила и условия при презентации национального языка, народных обрядов и традиционных этических норм широкой многонациональной аудитории посетителей музея. В Хакасском национальном краеведческом музее имени Л. Р. Кызласова много внимания уделяется национальным аспектам работы. При этом язык коренного народа и развитие этнографического туризма взаимодополняют друг друга, в чем автор видит перспективы как для развития музея в качестве республиканского учреждения культуры, так и для популяризации хакасского языка. Поэтому многие музейные проекты направлены на поддержку и развитие хакасского языка в рамках разноплановых музейных событий. В статье подробно рассмотрены два таких события — фестиваль «Солнце в рукаве» и грантовый проект «Моя Хакасия», реализованные Хакасским национальным краеведческим музеем имени Л. Р. Кызласова в 2022 г. На взгляд автора, это наиболее успешные разработки, способные популяризировать тему хакасского языка для широкой аудитории жителей и гостей Хакасии, независимо от их национальности.
Ключевые слова:
Хакасия, хакасский язык, коренная национальность, национальные праздники, музей, акасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова, Моя Хакасия, Солнце в рукаве, Чыл Пазы, Чил-Пазы, хакасский Новый год
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Анжиганова Л. В. 2016. Традиционная этническая культура хакасов: архетипы «женского мира». Танбаева Н. В. (отв. ред.). Сборник материалов V межрегиональных краеведческих чтений, посвященных Леониду Романовичу Кызласову, 19–20 ноября 2015 года. Абакан: Хакасское книжное изд-во. 227–230.
Бутанаев В. Я. 1985. Народный календарь хакасов. Рериховские чтения — 1984: материалы конференции. [Б. м. Б. и.]. 326–331.
Жулябина Н. М. 2017. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 40 с. (Современная аналитика образования. № 9 (17)).
Кызласов И. Л. 1996. Хакасоведение в школе: разговор с преподавателями средней школы об одном из способов сохранения и развития национальной культуры хакасского народа. М.; Абакан: Школьная библиотечка. Вып. 1.
Кызласов И. Л. 2017. Хакасы. Основатели хакасоведения о важнейших вехах истории: к 100-летию возрождения народного имени. М.: Бригантина; Абакан: Хакасское книжное изд-во.
References
Anzhiganova L. V. 2016. Traditional ethnic culture of the Khakass: Archetypes of the “female world.”
Tanbaeva N. V. (ed.). Sbornik materialov V mezhregional’nukh kraevedcheskikh chtenii, posviascshennykh Leonidu Romanovichu Kyzlasovu, 19–20 noiabria 2015 goda. Abakan: Khakass Book Publishing House. 227–230. (In Russian)
Butanaev V. Ya. 1985. Folk calendar of the Khakass. Rerikhovskie chteniia — 1984: materialy konferentsii. [S. l., s. n.]. 326–331. (In Russian)
Kyzlasov I. L. 1996. Khakas studies at school: A conversation with high school teachers about one of the ways to preserve and develop the national culture of the Khakass people. Moscow; Abakan: School library. Vol. 1. (In Russian)
Kyzlasov I. L. 2017. Khakass. The founders of Khakass studies on the most important milestones of history: To the 100th anniversary of the revival of the people’s name. Moscow: Brigantina Publ.; Abakan: KhakassBook Publishing House. (In Russian)
Zhulyabina N. M. 2017. Additional education of children abroad: understanding, policy, regulation. Moscow: HSE University Press. 40 p. (Modern education analytics. No. 9 (17)) (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.