Опыт сотрудничества СССР и КНР по подготовке специалистов в области музейного дела в 1950-х гг. (на примере обучения Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде)

Авторы

  • Ольга Сергеевна Сапанжа Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, 48
  • Ван Шуцзин Институт иностранных языков, Датунский университет, Китайская Народная Республика, 037009, провинция Шаньси, Датун, пр. Син Юнь, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.206

Аннотация

В статье представлен анализ архивных материалов, связанных с организацией стажировки видного представителя китайской музеологии Сюй Чжипина в Ленинграде. Сюй Чжипин проходил двухлетнюю стажировку по программе в области музейного дела в Ленинградском академическом Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в 1958–1960-х гг. В указанный период в Советском Союзе не существовало специальных образовательных программ высшего образования по музееведению. Такие программы появились только в 1980-е гг. Однако в ряде вузов, в том числе в Институте им. И. Е. Репина, читались учебные курсы по музейному делу, научно-фондовой и экспозиционно-выставочной деятельности, так как при создании искусствоведческого факультета в 1937 г. изначально определялась задача подготовки специалистов для работы в художественных музеях Ленинграда в частности и Советского Союза в целом. Для Сюй Чжипина был разработан специальный индивидуальный план стажировки в области музейного дела, включавший знакомство с крупнейшими художественными музеями СССР в Москве, Ленинграде и регионах. Во время стажировки Сюй Чжипин освоил базу для дальнейшей профессиональной деятельности в КНР. Материалы стажировки, представленные в статье, позволяют составить представление об особенностях подготовки специалистов для работы в художественных музеях и специфике организации научных и образовательных контактов между вузами и музеями Советского Союза. После возвращения в Китай Сюй Чжипин сыграл заметную роль в развитии музейного пространства страны и школы музееведения, он был разработчиком экспозиций ряда музеев и автором научных и учебных трудов. Архивные материалы позволяют сделать вывод о значении советской школы музейного дела в становлении и развитии музейного пространства в Китае во второй половине ХХ в.

Ключевые слова:

музей, музеология, подготовка специалистов в области музейного дела, советско-китайские культурные связи, Институт им. И. Е. Репина

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Мастеница Е. Н. 2013. Истоки, традиции и перспективы музееведческого образования: к 25-летию кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Музей. Традиции. Этничность 1 (3): 18–24.

Шилов В. С. 2012. Факультет теории и истории искусств. Страницы истории. К юбилею факультета теории и истории искусств Института им. И. Е. Репина. СПб.: Издательско-полиграфический отдел Института им. И. Е. Репина: 17–25.

References

Mastenitsa E. N. 2013. Sources, traditions and prospects of museological education: on the 25th anniversary of the Department of Museology and Cultural Heritage of St. Petersburg State University of Culture and Arts. Muzei. Traditii. Ethnichnost 1 (3): 18–24. (In Russian)

Shilov V. S. 2012. Faculty of Theory and History of Art. Pages of history. K ubiley Instituta I. E. Repina. St. Petersburg: Izdatelʼsko-poligraficheskii otdel Instituta im. I. E. Repina Publ.: 17–25. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2020

Как цитировать

Сапанжа, О., & Ван, Ш. (2020). Опыт сотрудничества СССР и КНР по подготовке специалистов в области музейного дела в 1950-х гг. (на примере обучения Сюй Чжипина в Институте им. И. Е. Репина в Ленинграде). Вопросы музеологии, 10(2), 196–202. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.206

Выпуск

Раздел

Музейное образование и образование в музее