О некоторых особенностях терминологии тиражной скульптуры
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2024.101Аннотация
Статья посвящена уточнению терминологии, связанной с изготовлением и репродуцированием скульптуры. Одной из наиболее распространенных проблем является ошибочное применение терминов «копия» и «репродукция», которые являются заимствованными словами, не имеющими семантических эквивалентов в русском языке. Неправильное их использование неизбежно приводит к ошибкам в определении художественной ценности произведений скульптуры. Напомним, что скульптурные копии изготавливаются двумя традиционными методами ваяния: высеканием из камня, дерева и т. п.; лепкой из глины, пластилина или воска. Технологии формовки и литья не относятся к разряду художественных, поскольку такие работы проводятся мастерами рабочих специальностей — формовщиками и литейщиками. Поэтому бронзовые, гипсовые, бетонные, керамические, полимерные, стеклянные и другие подобные скульптуры, выполненные методом формовки и литья, являются репро- дукциями (за исключением «авторских гипсов» и «авторских отливов», выполненных и доработанных под авторским контролем и считающихся наиболее ценными. Каждое из таких произведений является уникальным и приравнивается к авторскому оригиналу). Самым универсальным материалом для репродуцирования является гипс. К технологиям тиражирования также относится гальванопластика, поэтому часто употребляемый термин «гальванокопия» является ошибочным. Она наиболее совершенна по результатам, однако используется только для повторения произведений из металла. Русские скульпторы и технологи использовали термин «репродукция» уже в начале XX в. Можно найти много примеров в ранних документах Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Новейшим методом тиражирования скульптуры и трехмерных объектов стало 3D-сканирование и печать, однако эта технология является еще очень несовершенной.
Ключевые слова:
скульптура, копия, реплика, репродукция, репродуцирование, формовка, литье, гальванопластика, слепок, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, И. С. Золотаревский, Н. В. Одноралов
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Некрасова А. Н. 2015. И. С. Золотаревский и художественно-репродукционная мастерская Главнауки. Вопросы музеологии 11 (1): 12–20. URL: https://voprosi-muzeologii.spbu.ru/files/2015_1/Nekrasova.pdf (дата обращения: 09.01.2024).
Некрасова А. Н. 2016. Предметы, изготовленные в Художественно-репродукционной мастерской И. С. Золотаревского, в собрании ГМИР. Труды Государственного музея истории религии 16: 16–24.
Яхонт О. В. 2010. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции произведений искусства: избранные статьи. М.: Сканрус. URL: https://www.gosniir.ru/library/gosniir-books/ problems-ofconservation. aspx (дата обращения: 09.01.2024).
Frederiksen R., Marchand E. (eds). 2010. Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present. Transformationen der Antike. Bd. 18. Berlin, New York: Walter de Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110216875.11
References
Frederiksen R., Marchand E. (eds). 2010. Plaster Casts: Making, Collecting and Displaying from Classical Antiquity to the Present. Transformationen der Antike. Bd. 18. Berlin, New York: Walter de Gruyter. https://doi.org/10.1515/9783110216875.11
Nekrasova A. N. 2015. I. S. Zolotarevsky and Atelier of artistic reproduction of the Science Department of Glavnauka. The Issues of Museology 1 (11): 12–20. Available at: https://voprosi-muzeologii. spbu.ru/files/2015_1/Nekrasova.pdf (accessed: 09.01.2024). (In Russian)
Nekrasova A. N. 2016. Items made in the I. S. Zolotarevsky’s Atelier of artistic Reproduction in The Collection of The State Museum of History of Religion. Trudy Gosudarstvennogo muzeia istorii religii 16: 16–24. (In Russian)
Yakhont O. V. 2010. The Problems of Conservation, Restoration and Attribution of Works of Art: Selected Articles. Moscow: Skanrus Publ. Available at: https://www.gosniir.ru/library/gosniir-books/problems-ofconservation.aspx (accessed: 09.01.2024). (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.