Реорганизация государственного музея-заповедника «Петергоф» в XXI в.
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.201Аннотация
В статье раскрывается содержание этапов модернизации Государственного музея-заповедника «Петергоф» в 2009–2020 гг., анализируется эффективность мер, выработанных руководством музея-заповедника в поддержание новых векторов музейного развития, представлены этапы трансформации линейной системы управления в многоуровневый музейный комплекс. Фактологической основой выступают отчеты и ряд программных документов ГМЗ «Петергоф», впервые вводимые в научный оборот. Ключевым документом анализа является Концепция развития федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник “Петергоф” на период 2012–2016 гг.», в которой сформулированы основные тезисы перехода музея на систему стратегического планирования. Наряду с сохранением традиционных музейных функций, в практической деятельности ГМЗ «Петергоф» особое внимание уделяется внедряемым новациям музейной практики XXI в.: построению системы управления музеем и музейной политики в целом, системы внешних музейных коммуникаций, системы позиционирования музея и организации устойчивого взаимодействия с посетителями. В данной статье выявляются актуальные составляющие понятия «образ современного музея-заповедника», которые коррелируют с практической деятельностью департаментов и отделов исследуемого музея. Автором предлагается и обосновывается инновационная система непрерывного сопровождения посетителя, при которой становится возможным эффективное управление взаимодействием музея и посетителя. Важнейшим экономическим результатом модернизации музея-заповедника становится формирование эффективных механизмов, улучшающих работу музея в условиях рыночных отношений и позволяющих выстроить устойчивую систему взаимодействия с музейной аудиторией. Представленный опыт музея-заповедника «Петергоф» может стать руководством для российских региональных музеев-заповедников при выборе направлений развития музейных комплексов.
Ключевые слова:
управление музеем, музейный менеджмент, музейная политика, музейный бренд, музей-заповедник, стратегическое планирование в музее, музей и посетитель
Скачивания
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.