Личность имеет значение: к 100-летию Ирины Александровны Антоновой

Авторы

  • Ирина Викторовна Баканова Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., 6 https://orcid.org/0000-0001-5981-9414

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.109

Аннотация

Статья посвящена легендарному российскому музейному деятелю Ирине Александровне Антоновой (20.03.1922–30.11.2020): она проработала в Государственном музее зобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ им.  А.С.Пушкина) 75  лет, из  них 52  года  — в  должности директора. Это единственное место работы Ирины Александровны, за исключением работы медсестрой и нянечкой в госпиталях во время Великой Отечественной войны. Развитие ГМИИ им. А.С.Пушкина под руководством И.А.Антоновой рассматривается автором статьи как часть эволюции музейного дела в Советском Союзе и в Российской Федерации. В статье подчеркивается: Пушкинский музей часто опережал время, готовил почву для серьезных перемен. Например, трансформация его экспозиции в  1974  г. с  рискованным включением картин из  наследия Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), закрытого в 1948 г. по приказу И.В.Сталина, изменила представление советской публики о развитии западной живописи. С открытием Музея личных коллекций в составе ГМИИ состоялась реабилитация частного коллекционирования в стране. Создание Центра эстетического воспитания «Мусейон» для детей и юношества продолжилось подготовкой программ для посетителей с особенностями развития и для людей так называемого третьего возраста. Фестиваль «Декабрьские вечера», созданный И.А.Антоновой вместе с гениальным пианистом С.Т.Рихтером в 1981 г., стал матрицей фестивалей искусств, которые открывались на протяжении последующих десятилетий в разных музеях страны. На ГМИИ была возложена популяризация в СССР западного искусства, чем Пушкинский с блеском воспользовался, показав публике работы Пикассо, Матисса, «Джоконду» Леонардо да Винчи, шедевры рисунка из венского Музея Альбертины, западноевропейскую и американскую живопись из музеев Америки, выставки «Москва — Париж», «Москва — Берлин», выставки Шагала, Леже, Тёрнера и т. д. Это видимая часть кипучей деятельности И.А.Антоновой. Не менее основательно она подходила к научной работе, организации изучения и каталогизации собрания ГМИИ, формированию издательской программы музея. И, конечно, огромная заслуга И.А.Антоновой в  подготовке программы развития и реконструкции Пушкинского музея, которая неоднократно дорабатывалась и в окончательном виде реализуется на наших глазах под руководством директора М.Д.Лошак.

Ключевые слова:

Пушкинский музей, государственное мышление, музейский городок, перемещенные культурные ценности, выставочная деятельность, современное искусство в классическом музее, личные коллекции, Випперовские чтения, Декабрьские вечера, популяризация западного искусства

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Антонова И.А. 2021. Воспоминания. Траектория судьбы (Биография эпохи). М.: АСТ.

Беляева А.М. 2021. Музей на фоне меняющейся эпохи: выставочная деятельность Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина за 100 лет: в 2 т. М.: Индрик.

Потапова Т., Бородин И. 2012. Хранение и реставрация в музее. 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: юбилейный альбом: в 2 т. М.: Гамма-Пресс. Т. 2: 9–57.

Ротенберг Е.И. 2012. Дрезден в Москве! 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина: юбилейный альбом: в 2 т. М.: Гамма-Пресс. Т. 1: 93–94.

Свидерская М.И. 1988. Читая Бориса Робертовича Виппера: опыт художественного анализа. Творчество 6: 18–21.

Свидерская М.И. 2012. Первая леди изящных искусств. Наше наследие 101: 24–25.

Чегодаев А.Д. 2011. Моя жизнь и люди, которых я знал. М.: Захаров.

References

Antonova I.A. 2021. Memories. Trajectory of fate (Biography of the era). Moscow: AST Publ. (In Russian)

Beliaeva A.M. 2021. Museum against the backdrop of a changing era: exhibition activities of the State Museum of Fine Arts named after A. S.Pushkin for 100 years. Moscow: Indrik Publ. (In Russian)

Chegodaev A.D. 2011. My life and people I knew. Moscow: Zakharov Publ. (In Russian)

Potapova T., Borodina I. 2012. Storage and restoration in the museum. 100 let Gosudarstvennomu muzeiu izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S.Pushkina: iubileinyi al’bom: in 2 vols. Мoscow: Gamma-Press Publ. Vol. 2: 9–57. (In Russian)

Rotenberg E.I. 2012. Dresden in Moscow! 100 let Gosudarstvennomu muzeiu izobrazitel’nykh iskusstv imeni A. S.Pushkina: iubileinyi al’bom: in 2 vols. Мoscow: Gamma-Press Publ., Vol. 1: 93–94. (In Russian)

Sviderskaia M.I. 1988. Reading Boris Robertovich Vipper: An Experience of Artistic Analysis. Tvorchestvo 6: 18–21. (In Russian)

Sviderskaia M.I. 2012. The First Lady of the Fine Arts. Nashe nasledie 101: 24–25. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.08.2022

Как цитировать

Баканова, И. В. (2022). Личность имеет значение: к 100-летию Ирины Александровны Антоновой. Вопросы музеологии, 13(1), 121–139. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.109

Выпуск

Раздел

Персоналии