Картинные рамы из Романовской галереи Императорского Эрмитажа. К истории создания и бытования

Авторы

  • Оксана Александровна Лысенко Государственный Русский музей, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.203

Аннотация

стов. Как результат, подавляющее большинство этих произведений декоративного искусства в музейных собраниях остается неизученным, а живопись зачастую экспонируется в случайных, подобранных на вкус сотрудников рамах. Упускается из виду и тот факт, что изучение истории рам могло бы значительно расширить представление об интерьерах прошлых веков, важной частью убранства которых они являлись. Несомненный интерес представляют рамы из бывших императорских коллекций. Значительная часть этих рам украшала интерьеры Зимнего дворца и Эрмитажа. Многие картинные обрамления выполнялись русскими резчиками по заказу Придворной конторы. К ним, в частности, относятся и рамы для галереи портретов «Высочайших Особ Фамилии Романовых», идея создания которой, очевидно, принадлежала Николаю I. Замысел императора был весьма масштабен: представить в галерее портреты всех правивших Романовых вместе с их супругами и детьми. Работа по устройству Романовской галереи началась в конце 1844 г. В декабре начальник 2-го отделения Эрмитажа Ф. И. Лабенский получил распоряжение доставить министру императорского двора князю П. М. Волконскому «реестр всем фамильным портретам Высочайших Особ, находящимся в Эрмитаже и во всех Императорских Дворцах». Практически одновременно был создан рисунок рам. Его автор, к сожалению, неизвестен. В марте 1845 г. в деловой переписке кн. Волконского с Лабенским речь идет об изготовлении рам для галереи. 108 резных золоченых рам к парадным и камерным портретам галереи изготовил мастер Александр Рыбаков. Сегодня многие из этих рам находятся в собрании Русского музея и Эрмитажа.

Ключевые слова:

рама, картина, картинная рама, портрет, интерьер, Романовская галерея, Императорский Эрмитаж, позолота, резьба, мастер, резчик, музей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Дягилев С. 1905. Каталог состоящей под Высочайшим Его Императорского Величества Государя Императора покровительством историко-художественной выставки русских портретов, устраиваемой в Таврическом дворце, в пользу вдов и сирот павших в бою воинов. СПб.: [Б. и.].

Маркина Л. А. 1999. Портретист Георг-Кристоф Грот и немецкие живописцы в России середины XVIII века. М.: Памятники исторической мысли.

Ренне Е. П. 2009. Британская живопись XVI–XIX веков: каталог коллекции Государственного Эрмитажа. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа.

Ровинский Д. А. (сост.). 1889. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т. IV. СПб.: Тип. Имп. Академии наук.

References

Dyagilev S. 1905. Catalog of the historical and art exhibition of Russian portraits, arranged in the Tauride Palace, in favor of widows and orphans of fallen soldiers in battle under the Highest His Imperial Majesty the Emperor Sovereign Emperor. St. Petersburg: [S. n.]. (In Russian)

Markina L. A. 1999. Portrait painter Georg-Christoph Grotto and German painters in Russia in the mid–18th century. Moscow: Pamiatniki istoricheskoi mysli Publ. (In Russian)

Renne E. P. 2009. British painting 16th–19th centuries. Catalog of the State Hermitage Museum. St. Petersburg: Izd-vo Gos. Ermitazha Publ. (In Russian)

Rovinskiy D. A. (comp.). 1889. Detailed dictionary of Russian engraved portraits. Vol. IV. St. Petersburg: Tip. Imp. Akademii nauk. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2020

Как цитировать

Лысенко, О. (2020). Картинные рамы из Романовской галереи Императорского Эрмитажа. К истории создания и бытования. Вопросы музеологии, 10(2), 161–171. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.203

Выпуск

Раздел

История музейного дела