Мотив дракона в дальневосточном фарфоре: к проблемам атрибуции

Авторы

  • Татьяна Анатольевна Литвин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.104

Аннотация

Статья посвящена анализу типично китайского изобразительного мотива — дракона — в фарфоровых предметах династий Мин и Цин, а также в произведениях японского керамического искусства эпохи Мэйдзи. Подход к изучению декоративно-прикладного искусства с точки зрения мотива многократно апробирован автором при составлении типологических рядов античных мотивов в  декоративно-прикладном искусстве русского классицизма. Новизна данной статьи состоит в том, что впервые для рассмотрения собрано более пятидесяти китайских и  японских предметов с  драконами, датируемых XIV — началом XX в. и происходящих из фондов Китайского национального музея, Шанхайского и Нанкинского музеев, Метрополитен-музея, Национального музея в Токио, Музея Виктории и Альберта, Государственного Эрмитажа, а также из нескольких частных коллекций. Сравнению в статье подверглись следующие признаки: поза, положение тела, цветовая гамма, характер фона, а также то, одиночным или парным является изображение дракона, подглазурно или надглазурно выполнена роспись, в виде плоского или рельефного изображения. Ранний этап XIV–XVI вв. не позволяет найти прототипы изображений дракона в  прошлом, но  все же автором собраны определенные сведения о случаях отражения темы дракона в культурных памятниках Китая. Предметы XVIII и особенно XIX в. служат хорошим материалом, чтобы найти в  искусстве давно ушедших эпох Поднебесной предшествующие художественные интерпретации драконов. В заключительной части статьи представлен обзор изображений дракона в японском керамическом искусстве, обоснованы причины миграции этого мотива, вызванные победой Японии как конкурента на дальневосточном фарфоровом рынке. Проведенное исследование демонстрирует, что мотив дракона в китайском фарфоре позволяет проследить развитие керамического искусства в динамике от XIV и вплоть до начала XX в.

Ключевые слова:

мотив дракона, китайский фарфор, династия Мин, династия Цин, японский фарфор

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Гольский И.А. 2015. Коллекция китайского фарфора Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Образ Поднебесной. Взгляд из Европы. Материалы XXI Царскосельской научной конференции. СПб.: 77–90.

Кубе А.Н. 1923. История фаянса. Берлин: Р.С.Ф.С.Р. Государственное издательство.

Кузьменко Л. 2005. Атрибуция китайского фарфора. Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования 27: 64. URL: https://antiqueland.ru/articles/1594/ (дата обращения: 29.12.2022).

Литвин Т.А. 2017. Антикизирующие формы и направления в русском декоративно-прикладном искусстве последней четверти XVIII века. Дис. … канд. искусствоведения. СПб. URL: https://rusmuseum.ru/upload/iblock/1fa/litvin-tekst-dissertatsii_27.07.2017.pdf (дата обращения: 07.12.2022).

Логинов В., Скальский Ю. 2001. И Ваши дни благословенны… Из истории российской керамики. М.: Алгоритм.

Люй Цзечжан. 2006. История и художественно-технологические особенности китайского расписного фарфора «цинхуа». Известия РГПУ им. А.И.Герцена 5 (23): 53–57.

Мартынова Н.В., Цзе Лян. 2015. Технико-художественные особенности росписи фарфора в эпоху династии Мин. Инновации в социокультурном пространстве: мат-лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Т.I.Благовещенск: Амурский государственный университет: 44–48.

Моран А. де. 2011. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней. М.: Изд-во В.Шевчук.Поточкина Л.В., Меньшикова М.Л., Пчелин Н.Г. (авт. ст.). 2021. Пять символов счастья. Благопо-желания в китайском искусстве XVII–XX вв. Каталог выставки из собрания Государственного Эрмитажа. Общ. ред. М.Б.Пиотровского. СПб.: Славия.

Чжан Цзин. 2020. Динамика символов дракона и феникса в китайских ювелирных изделиях. Карти-на мира через призму китайской и белорусской культур: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф., Минск, 06 декабря 2019 г. Ред. М.В.Мишкевич и др. Минск: Белорусский государственный экономический университет. С. 160–164. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/82961/1

Chzhan_Tszin.pdf (дата обращения: 23.10.2022).

Burg T. 2004. Porzellan und Politik. Die sächsisch-russischen Beziehungen des 18 Jahrhunderts im Spiegel diplomatischer Geschenke. Meissen fűr die Zaren. Vorwort U.Pietsch. Műnchen: Hirmer Verlag: 9–24.

Fang L. 2009. Chinese Ceramics. A history of Elegance. Transl. by W.W.Wang. China Intercontinental Press.

Irvine G. 2016. Imperial Japan Meiji to Taishō. Japanese Art and Design. Ed. by G.Irvine. London: V & A Publishing: 157–181.

References

Burg T. 2004. Porzellan und Politik. Die sächsisch-russischen Beziehungen des 18 Jahrhunderts im Spiegel diplomatischer Geschenke. Meissen fűr die Zaren. Vorwort U.Pietsch. Műnchen: Hirmer Verlag: 9–24.

Gol’skii I.A. 2015. Collection of Chinese porcelain of the West Siberian Department of the Imperial Russian

Geographical Society. Obraz Podnebesnoi. Vzgliad iz Evropy. Materialy XXI Tsarskosel’skoi nauchnoi konferetsii. St. Petersburg: 77–90. (In Russian)

Fang L. 2009. Chinese Ceramics. A history of Elegance. Translated by W.W.Wang. China intercontinental press.

Irvine G. 2016. Imperial Japan Meiji to Taishō. Japanese Art and Design. Ed. by G.Irvine. London: V & A Publishing: 157–181.

Kube A.N. 1923. History of faience. Berlin: R.S.F.S.R. Gosudarstvennoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)

Kuzmenko L. 2005. Attribution of Chinese porcelain. Antikvariat, predmety iskusstva i kollektsionirovaniia27: 64. Available at: https://antiqueland.ru/articles/1594/ (accessed: 29.12.2022). (In Russian)

Litvin T.A. 2017. Antique forms and direction in Russian decorative and applied art of the last quarter of the 18th century. PhD thesis. St. Petersburg: State Russian Museum. Available at: https://rusmuseum.ru/upload/iblock/1fa/litvin-tekst-dissertatsii_27.07.2017.pdf (accessed: 07.12.2022). (In Russian)

Loginov V., Skal’skii Iu. 2001. And your days are blessed…: From the history of Russian ceramics. Moscow: Algoritm Publ. (In Russian)

Lu Jiezhang. 2006. History and artistic and technological features of Chinese painted porcelain “Tsinghua”. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences 5 (23): 53–57. (In Russian)

Martynova N.V., Tsze Lian. 2015. Technical and artistic features of porcelain painting in the era of the Ming dynasty. Innovatsii v sotsiokulturnom prostranstve: mat-ly VIII Mezhdunar. nauch.-praktich. konf. Vol.I. Blagoveshchensk: Amur State University: 44–48. (In Russian)

Moran A.de. 2011. History of decorative and applied art: From ancient times to the present day. Moscow: V. Shevchuk Publ. (In Russian)

Potochkinа L.V., Men’shikova M.L., Pchelkin N.G. 2021. Five symbols of happiness. Benevolence in Chinese art of the 17th–20th centuries. Exhibition catalog from the collection of the State Hermitage Museum.Exec. ed. M.B.Piotrovskii. St. Petersburg: Slaviia Publ. (In Russian)

Zhan Jing. 2020. Dynamics of the dragon and Phoenix symbols in Chinese jewelry. Kartina mira cherez prizmu kitaiskoi i belorusskoi kul’tur: Sb. st. mezhdunar. nauch.-praktich. konf., Minsk, 06 dekabria 2019 g. Ed. by. M.V.Mishkevich et al. Minsk: Belarus State Economic University: 160–164. Available at: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/82961/1/Chzhan_Tszin.pdf (accessed: 23.10.2022). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.10.2023

Как цитировать

Литвин, Т. А. (2023). Мотив дракона в дальневосточном фарфоре: к проблемам атрибуции. Вопросы музеологии, 14(1), 48–59. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.104

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции