Куратор в сфере искусства и в музее: история, теории и актуальные проблемы

Авторы

  • Елизавета Витальевна Рубанцева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-2843-9010
  • Лю Хоффманн Университет Сорбонны, Франция, 75006, Париж, ул. Медицинской школы, 21 https://orcid.org/0000-0003-1557-9708

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.203

Аннотация

В статье анализируется современное состояние кураторства как профессионального института и вида деятельности с исторической, теоретической и практической точки зрения. Основная цель работы — понять причины и суть обоснованной критики данного института, исходящей сегодня как от самих кураторов, так и от художников, представителей арт-институций и арт-критиков, а также исследовать трудности, с которыми он сталкивается. Для достижения этой цели в начале статьи авторы прослеживают историю кураторства — сравнительно молодой и продолжающей активно развиваться профессии. Окончательно возникнув в его современном понимании в 1960–1970-е гг. XX в., кураторство художественных выставок на протяжении всего своего становления постепенно отделялось от смежных сфер деятельности, а кураторы шаг за шагом выстраивали отношения с другими участниками выставочного процесса — художниками, арт-институциями и публикой. Находясь на переплетении всех нитей организации выставки и являясь в то же время медиатором между художником и публикой, куратор занимает сложное положение в системе искусства. Отражением противоречивости и многоаспектности этой деятельности являются рассмотренные во второй части статьи теоретические изыскания как ученых, так и самих кураторов-профессионалов, позволяющие оценить все многообразие функций, типов, определений кураторов и кураторских практик. Наконец, основываясь на историческом и теоретическом анализе кураторства, предпринятом ранее, авторы исследуют современное положение куратора в арт-сфере, а также проблемы и критику, с которыми сталкивается сегодня этот институт. Среди них наиболее пристальное внимание в статье было уделено сложным этическим проблемам, возникающим при взаимодействии кураторов с художниками, институциями и публикой, а также тревожному сближению функций независимого и музейного куратора и отчасти негативному влиянию условий труда на методы работы этих профессионалов. В конечном итоге авторы приходят к выводу, что указанные выше остро стоящие проблемы являются действительно важными для современного кураторства. Однако представляется, что далеко не все эти проблемы возможно полностью разрешить, так как их природа связана с многолетним и неизбежным конфликтом интересов между участниками выставочного процесса.

Ключевые слова:

кураторство, выставка, куратор, независимый куратор, музейный куратор, типы кураторов, история кураторства, музей, биеннале, художник

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Antonova E. L., Luk’ianova A. A., Turkina V. G. 2017. Art curatorship as a phenomenon of contemporary museum activity. Prague: Vědecko vydavatelske centrum “Sociosfera-CZ”. (In Russian)

Byung-Chul H. 2015. The Transparency Society. Palo Alto: Stanford University Press.

Foucault M. 2004. Naissance de la biopolitique, Cours au College de France (1978–1979). Paris: Seuil.

George A. 2017. The Curator’s Handbook: Museums. Commercial Galleries. Independent Spaces. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)

Glicenstein J. 2015. L’invention du curateur. Mutations dans l’art contemporain. Paris: Presses Universitaires de France. https://doi.org/10.3917/puf.glice.2015.03

Karpova P. S. 2014. Analysis of the problems of curating art projects in the system of contemporary art. Problemy sovremennogo gumanitarnogo obrazovaniia glazami molodezhi. Sbornik materialov konferentsii (Moscow, 2–4 dec. 2015). Moscow: 333–336. (In Russian)

Kartseva E. A. 2019. Exhibition and gallery practices: a tutorial. Moscow: Direсtmedia Publ. (In Russian)

Marincola P. (ed.). 2001. Curating Now. Imaginative Practice/Public Response. Philadelphia: Philadelphia Exhibitions Initiative.

Miziano V. 2014. Five lectures on curating. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)

O’Neill P. 2015. The Culture of Curating and the Curating of Culture(s). Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)

Obrist H. U. 2016. Ways of Curating. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press. (In Russian)

Oganes’iants M. S. 2012. Museum curatorship as a factor in the actualization of contemporary art: on the example of the activities of the Department of Contemporary Art of the Russian Museum. Iskusstvoznanie 3–4: 599–610. (In Russian)

Prilashkevich E. E. 2009. Curating in contemporary artistic practice. Diss. abstract. St. Petersburg. Available at: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003475013?page=1 (accessed: 30.07.2020). (In Russian)

Rogoff I. 1998. How to dress for an exhibition. Stopping the Process? Contemporary views on Art and Exhibitions. Nordic Institute for Contemporary Art. Helsinki: 130–149.

Safronov N. S. 2019. Curatorship as a cultural phenomenon of the 20th — early 21st century. Vestnik kul’tury i iskusstv 1 (57): 73–83. (In Russian)

Sapanzha O. S. 2019. [Book rev.:] Biriukova M. V. Philosophy of curating. St. Petersburg: Dmitrii Bulanin, 2018. Muzei. Pamiatnik. Nasledie 1 (5): 152–157. (In Russian).

Žerovc B. 2005. The role of the contemporary art curator. A historical and critical analysis. MJ-Manifesta Journal. Journal of Contemporary Curatorship 5: 138–153.

Загрузки

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Рубанцева, Е. В., & Хоффманн, Л. (2020). Куратор в сфере искусства и в музее: история, теории и актуальные проблемы. Вопросы музеологии, 11(2), 168–182. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.203

Выпуск

Раздел

Теоретическая и прикладная музеология