Куратор в сфере искусства и в музее: история, теории и актуальные проблемы
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.203Аннотация
В статье анализируется современное состояние кураторства как профессионального института и вида деятельности с исторической, теоретической и практической точки зрения. Основная цель работы — понять причины и суть обоснованной критики данного института, исходящей сегодня как от самих кураторов, так и от художников, представителей арт-институций и арт-критиков, а также исследовать трудности, с которыми он сталкивается. Для достижения этой цели в начале статьи авторы прослеживают историю кураторства — сравнительно молодой и продолжающей активно развиваться профессии. Окончательно возникнув в его современном понимании в 1960–1970-е гг. XX в., кураторство художественных выставок на протяжении всего своего становления постепенно отделялось от смежных сфер деятельности, а кураторы шаг за шагом выстраивали отношения с другими участниками выставочного процесса — художниками, арт-институциями и публикой. Находясь на переплетении всех нитей организации выставки и являясь в то же время медиатором между художником и публикой, куратор занимает сложное положение в системе искусства. Отражением противоречивости и многоаспектности этой деятельности являются рассмотренные во второй части статьи теоретические изыскания как ученых, так и самих кураторов-профессионалов, позволяющие оценить все многообразие функций, типов, определений кураторов и кураторских практик. Наконец, основываясь на историческом и теоретическом анализе кураторства, предпринятом ранее, авторы исследуют современное положение куратора в арт-сфере, а также проблемы и критику, с которыми сталкивается сегодня этот институт. Среди них наиболее пристальное внимание в статье было уделено сложным этическим проблемам, возникающим при взаимодействии кураторов с художниками, институциями и публикой, а также тревожному сближению функций независимого и музейного куратора и отчасти негативному влиянию условий труда на методы работы этих профессионалов. В конечном итоге авторы приходят к выводу, что указанные выше остро стоящие проблемы являются действительно важными для современного кураторства. Однако представляется, что далеко не все эти проблемы возможно полностью разрешить, так как их природа связана с многолетним и неизбежным конфликтом интересов между участниками выставочного процесса.
Ключевые слова:
кураторство, выставка, куратор, независимый куратор, музейный куратор, типы кураторов, история кураторства, музей, биеннале, художник
Скачивания
Библиографические ссылки
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.