Интерпретация прошлого в экспозициях Артиллерийского исторического музея в 1930-е гг.
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.106Аннотация
Статья посвящена изменениям интерпретации прошлого в экспозициях Артиллерийского исторического музея на протяжении 1930-х гг. Эта тема актуальна ввиду малой изученности влияния на политику музеев внешних факторов, в том числе и власти. Исторические музеи, к которым относится Артиллерийский исторический музей, носящий ныне название «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи», способны сохранять историческую память. Сотрудничество с ними давало властям возможность проводить свой взгляд на прошлое. Ключевую роль в репрезентации истории играли экспозиции. Информация об их изменениях была получена из неопубликованных архивных документов: экспозиционных планов, деловой переписки и рукописей по истории музея. Статья открывается упоминанием о деятельности музея в 1920-е гг., затем следует анализ экспозиций начиная с 1930-х гг. В указанный период при показе истории артиллерии упор был сделан на делении по формациям. Создание вводного отдела с пояснениями роднило данный подход с методами технических музеев. Параллельно музей работал над передвижными выставками. Они демонстрировали современное техническое вооружение, иллюстрировали процессы модернизации армии. Далее в статье разбирается реэкспозиция 1935 г. Прежняя деятельность была признана неудовлетворительной. Новые постоянные выставки строились по хронологическому принципу, на основе деления по формациям. Был создан зал артиллерии и зал стрелкового оружия. В 1937 г. открылся кабинет боеприпасов. В статье уделено внимание и временным выставкам тех лет. В 1937 г. музей был снова закрыт. В статье продолжено изучение экспозиций, открытых уже в предвоенные годы. 6 ноября 1939 г. начал работу зал артиллерии, где демонстрировалось сравнительное развитие иностранного и русского оружия. Жесткая привязка к формациям исчезла. Основой для построения экспозиции стала отечественная история. В 1940 г. открылись еще три зала: зал боеприпасов, Суворовский зал с мемориальной экспозицией и зал вооружений Красной армии. В музее стали демонстрироваться трофеи. Статью завершает вывод о том, что в тематике экспозиций наблюдался переход от демонстрации эволюции боевых орудий в контексте марксистского учения к истории русской артиллерии.
Ключевые слова:
музей, музейное дело, экспозиционная деятельность, идеология, историческая память
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.