Партиципаторные технологии как новый вызов теоретической музеологии

Авторы

  • Алексей Викторович Смирнов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.202

Аннотация

В конце ХХ в. изменения в принципах организации музейной деятельности привели к появлению так называемых партиципаторных музеев (музеев соучастия), призванных решать ряд новых задач и проблематизирующих роль музея в обществе. В статье обозначается ряд научных проблем, которые неизбежно придется разрешать теоретической музеологии при внедрении партиципаторных технологий в деятельность современных музеев. К числу таких проблем (кроме упомянутой выше проблемы роли и статуса музея в современном обществе) относится анализ его сущности как социально значимого учреждения, а также необходимость описания новой структуры музейной коммуникации, формирующейся при применении партиципаторных технологий. Деятельность музеев соучастия анализируется на примерах, приведенных в книге Нины Саймон «Партиципаторный музей», обобщившей опыт применения указанных технологий в музейной деятельности конца XX — начала XXI в. Не ставя под сомнение важность партиципаторных технологий и достижения партиципаторных музеев, автор статьи выделяет ряд моментов, ставших существенной частью современного культурного менеджмента. К их числу относятся, в частности, необходимость маркетингового анализа перспективных музейных проектов, экспертной оценки их социально-политического потенциала, а также формирование новой поведенческой модели посетителя партиципаторного музея. По мнению автора, применение партиципаторных технологий в музейной работе может быть вызвано как стремлением музея активно включиться в жизнь локального сообщества, что свойственно небольшим музеям, так и культурно-политическими трендами, требующими от музея активного участия в процессе формирования нового социального опыта, не сводящегося лишь к получению эстетических переживаний и усвоению научной информации.

Ключевые слова:

музейные технологии, партиципаторный музей, музей соучастия, новая музеология, современный музей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Саймон Н. 2017. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем Пресс.

Смирнов А. В. 2016. Генезис современного музея как результат объективации дискурсивных практик. Альманах современной науки и образования 2 (104): 117–120.

Ассман А. 2017. Распалась связь времен. М.: Новое литературное обозрение.

Ортега-и-Гассет Х. 1997. Восстание масс. Ортега-и-Гассет. Избранные труды. М.: Весь мир: 43–163.

References

Simon N. 2017. Participatory museum. Moscow, Ad marginem Press Publ. (In Russian)

Smirnov A. V. 2016. The genesis of modern museum as a result of discoursive practices objectivation. Almanah sovremennoi nauki i obrazovaniya 2 (104): 117–120. (In Russian)

Assman A. 2017. Ist die zeit aus den fugen? Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Ortega y Gasset J. 1997. La rebelion de las masas. Rus. Ed. Selected Works. Moscow: Ves mir Publ.: 43–163. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2020

Как цитировать

Смирнов, А. (2020). Партиципаторные технологии как новый вызов теоретической музеологии. Вопросы музеологии, 10(2), 153–160. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.202

Выпуск

Раздел

Теоретические основы музеологии