Культурное событие европейского масштаба: выставки древнерусского искусства в Германии 1926 и 1929 гг.

Авторы

  • Лидия Алексеевна Сыченкова Казанский (Приволжский) федеральный университет, Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, 18

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.204

Аннотация

В статье рассматривается история выставок древнерусского искусства 1926–1929 гг. в Германии. Переосмысление истории триумфального успеха выставок проведено на основе анализа публикаций и писем участников и организаторов выставок. Переосмысление мемуарного и эпистолярного наследия Федора Шмита и Игоря Грабаря позволяет выявить неочевидные подтексты масштабных культурных проектов 1920-х гг. В статье показан вклад Ф. И. Шмита и возглавляемого им Государственного института истории искусств в организацию и проведение первой выставки 1926 г. в Германии. Рассматривается отношение русского немца Ф. Шмита к немецкой науке и культуре. Автор склоняется к версии, согласно которой выставка стала трагическим рубежом как в биографии ученого, так и в судьбе института. По мнению автора, между выставками 1926 и 1929 гг. существует генетическая связь и по тематике, и по составу участников. История выставки русских икон 1929 г. в интерпретации И. Э. Грабаря раскрывает отнюдь не однозначный образ ученого: не только талантливого искусствоведа, организатора реставрационного дела, но и функционера, сумевшего удачно вписаться в советскую систему. Для советских музейщиков выставки древнерусского искусства 1926 и 1929 гг. в Германии стали первыми шагами на пути приобретения опыта музейного маркетинга за рубежом. Уточняя круг и роль организаторов с российской и германской сторон, детали проекта, автор приходит к выводу, что выставки, несмотря на коммерческую составляющую, выполнили важную научно-просветительскую миссию, впервые масшабно представив за рубежом панораму многовекового развития русского искусства. Автор выдвигает предложение о необходимости привлечения широкого корпуса источников с немецкой стороны для изучения нового аспекта данной темы.

Ключевые слова:

выставки древнерусского искусства 1926–1929 гг., Ф. Шмит, И. Грабарь, техника копирования, опыт музейного маркетинга, музейный мир России и Германии

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Ананьев В. Г. 2012. Федор Иванович Шмит и сборник «Музеи: международное исследование по вопросу реформы публичных галерей» (1931): у истоков «музейной революции». Вопросы музеологии 2: 187–193.

Бородин С. В. 2013. Институциональное формирование германского россиеведения. Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология 3: 90–94.

Грабарь И. Э. 2001. Моя жизнь. Автомонография. Этюды о художниках. М.: Республика.

Грабарь И. Э. 1929. Музеи и выставки в Германии. Выставка Лейбля. Красная панорама 32: 13–14.

Грабарь И. Э. 1977. Письма 1917–1941 гг. М.: Наука.

Кумпан К. А. 2014. Институт истории искусств на рубеже 1920-х–1930-х гг. Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде. По материалам архивов. Сб. статей. Сост. М. Э. Маликова. СПб.: Новое литературное обозрение: 8–128.

Малкин М. Г. 1995. К истории становления и развития мастерской реставрации древнерусской живописи. Государственный Русский музей. Из истории музея. Сб. статей и публикаций. СПб.: Государственный Русский музей. http://restoration.rusmuseum.ru/rest-malkin--resoration1.htm (дата обращения: 12.08.2019).

Осокина Е. А. 2018. Небесная голубизна ангельских одежд: судьба произведений древнерусской живописи. 1920–1930-е годы. М.: Новое литературное обозрение.

Шмит П. Ф. 1977. Жизнь Ф. И. Шмита. Воспоминания об отце. Ч. 1–2. Л.

Шмит Ф. 1915. Записки военнопленного. Южные края. Харьков.

Шмит Ф. И. 1926а. Выставка копий древнерусской монументальной живописи в Берлине (ноябрь–декабрь 1926 г.). Печать и революция 3: 79–83.

Шмит Ф. И. 1926б. О выставке древнерусской монументальной живописи в Берлине. Жизнь искусства 7: 6.

Grabar I. E. 1928–1930. Kunstschule des alten Pskov. Zur Frage der Dezentralisierung, Lokalisierung des kunstlerischen Nachlbes von Byzans. Zeitschrift fur bildende Kunst 1: 3–9.

Schweinfurth Ph. 1930. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag: Nijhoff.

References

Ananʼev V. G. 2012. Fyodor Ivanovich Schmidt and the collection “Museums: an international study on the reform of public galleries” (1931): at the origins of the “Museum revolution”. Voprosy muzeologii 2: 187–193. (In Russian)

Borodin S. V. 2013. Institutional formation of German Russian studies. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser. Istoriia i filologiia 3: 90–94. (In Russian)

Grabar I. E. 1928–1930. Kunstschule des alten Pskov. Zur Frage der Dezentralisierung, Lokalisierung des kunstlerischen Nachlbes von Byzans. Zeitschrift fur bildende Kunst 1: 3–9.

Grabar I. E. 1977. Letters of 1917–1941. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Grabar I. E. 2001. My life: Entomonograph. Sketches of artists. Moscow: Republic Publ. (In Russian)

Grabar I. E. 1929. Museums and exhibitions in Germany. Exhibition Lable. Krasnaia panorama 32: 13–14. (In Russian)

Kumpan K. A. 2014. The Institute of art history at the turn of the 1920s and 1930s. Konets institutsii kulʼtury dvadtcatykh godov v Leningrade. Po materialam arkhivov. Sb. statei. Sost. M. E. Malikova. St. Petersburg, Novoe literaturnoe obozrenie Publ.: 8–128. (In Russian)

Malkin M. G. 1995. On the history of the formation and development of the restoration workshop of old Russian painting. Gosudarstvennyi Russkii muzei. Iz istorii muzeia. Sbornik statei I publicatsii. St. Petersburg: Gosudarstvennyi Russkii muzei. Publ. http://restoration.rusmuseum.ru/rest-malkin--resoration1.htm (accessed: 12.08.2019). (In Russian)

Osokina E. A. 2018. The fate of the works of old Russian painting. 1920–1930-e years. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Schmidt F. 1915. Notes of a prisoner of war. Southern edge. Khar’kov. (In Russian)

Schmidt F. I. 1926. Exhibition of copies of ancient monumental painting in Berlin (November — December 1926). Pechatʼ i revoliutsiia 3: 79–83. (In Russian)

Schmidt F. I. 1926. About the exhibition of ancient monumental painting in Berlin. Zhiznʼ iskusstva 7: 6. (In Russian)

Schmidt P. F. 1977. F. I. Schmidt’s life. Memories of father. Part 1–2. Leningrad. (In Russian)

Schweinfurth Ph. 1930. Geschichte der russischen Malerei im Mittelalter. Haag: Nijhoff. Publ.

Загрузки

Опубликован

30.03.2020

Как цитировать

Сыченкова, Л. (2020). Культурное событие европейского масштаба: выставки древнерусского искусства в Германии 1926 и 1929 гг. Вопросы музеологии, 10(2), 172–186. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.204

Выпуск

Раздел

История музейного дела