Риски арт-терапии для инвалидов и музеев: опыт осмысления российской теории и практики

Авторы

  • Лидия Алексеевна Сыченкова Казанский федеральный университет, Казань, Россия

DOI:

https://doi.org/10.21638/10.21638/spbu27.2017.102

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению существующих рисков для инвалидов и для музеев в процессе реализации проектов по арт-терапии. Цель статьи — обратить внимание российского музейного сообщества на недостаточную теоретическую проработанность методики, доказать необходимость консультаций и контроля врачей во время мероприятий с инвалидами в музее. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы стало проведение сравнительно-сопоставительного анализа гуманитарных и медицинских подходов. Проведенный автором анализ определений понятия, целей и содержания арт-терапии, российской и зарубежной системы кадровой подготовки арт-терапевтов, накопленного опыта по реализации арт-терапевтических программ позволяет ставить вопрос о необходимости сотрудничества музеев и клинических центров, работающих с инвалидами. Материалы статьи позволят скорректировать уже существующие программы по работе с инвалидами в музее и могут стать предметом научной дискуссии.

Ключевые слова:

арт-терапия, инвалиды, система подготовки специалистов, медицинский опыт, музейная практика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Арт-терапия — новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. Москва: Когито-Центр, 2006. 336 с.

Ахунов, Валерий Масабихович. Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт Государственного Русского музея : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2006. 30 с.

Ашаева, Светлана Васильевна. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями // Омский научный вестник . 2010. № 4 (89). С. 219–222.

Бондаренко, Иван. В России стартует проект «Инклюзивный музей». 1 июня 2017 года . URL: http://dislife.ru/materials/762

Булгакова, Виолетта Владимировна. Деятельность музеев Сибири по социокультурной интеграции инвалидов : дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2017. 268 с.

Булгакова, Виолетта Владимировна. Зарубежный опыт социокультурной интеграции инвалидов в современном музее // Приоритетные направления развития науки и образования . 2015. № 2 (5). С. 78–80.

Булгакова, Виолетта Владимировна. Музейные проекты как средство социализации инвалидов // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : сб. ст. Москва, 2016. № 1 (40). С. 23–31.

Булгакова, Виолетта Владимировна. Опыт работы музейно-арттерапевтической мастерской «Живые рисунки» // Актуальные проблемы развития музеев — 242 заповедников: тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Петрозаводск — Кижи, июнь 2006) . Петрозаводск, 2006. С. 14–18.

Булгакова, Виолетта Владимировна. Теоретические и методологические аспекты социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде // Вестник Кемеровского университета культуры и искусств: журнал теоретических и прикладных исследований . 2015. № 30. С. 96–106.

Ваньшин, Сергей Николаевич, Ваньшина, Ольга Павловна. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами: метод. пособие . 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2009. 76 с.

Грантовый конкурс музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» — 2009. Организаторы Благотворительный фонд В. Потанина С. 74 // URL: http://amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/91-museum.html

Гроза, Оксана Ивановна. Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ методами песочной терапии // Евразийский союз ученых . 2015. № 10–1 (19). С. 138–140.

Жвитиашвили, Нана Юрьевна. В России инвалидов нет. Запретные темы в музее // 60 параллель . 2007. № 2 (25). Июнь.

Клюкина, Анна Иосифовна. Музей и социализация инвалидов // Музей . 2012. № 2. С. 8–10.

Копытин, Александр Иванович. Современная клиническая арт-терапия: учеб. пособие . Москва: Когито-Центр, 2015. 76 с.

Луценко, Екатерина Леонидовна. Социокультурная реабилитация инвалидов (на примере Еврейской Автономной области) : автореф. дис. ... канд. социологических наук. Хабаровск, 2007. 22 с.

Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт / под ред. А. И. Копытина. Москва: Когито-Центр, 2012. 285 с.

Пиотровский, Михаил Борисович. Храм или Диснейленд? Пиотровский о музее, правах культуры и диктат улицы // Аргументы и факты . 4 марта 2015. № 10. URL: http://www.spb.aif.ru/culture/person/1460261

Платонова, Ольга Всеволодовна. Арт-терапия в среде художественного музея: программы, проекты, методики. Из опыта работы Русского музея / Министерство культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, РАО, Сев.-Зап. отделение. Санкт-Петербург: ГРМ, 2010. 224 с.

Платонова, Ольга Всеволодовна, Жвитиашвили, Нана Юрьевна. Арттерапия в художественном музее: учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов . Санкт-Петербург: СпецЛит, 2000. 142 с.

Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод. рекомендации / Министерство труда и соц. развития РФ; Рос. ин-т культурологии М-ва культуры РФ; под общ. ред. В. И. Ломакина и др. Москва: Российский институт культурологии. 2002. 144 с.

Учение в течение всей жизни в музеях. Европейский опыт / под ред. К. Гиббс, М. Сани, Д. Томпсон; пер. с англ. Е. Петровой // Ассоциация музеев России . URL: http://www.amr-museum.ru/russ/exibit/news2011/lifelong_learning.pdf

Филякова Александра Константиновна. Арт-терапевтическая практика в художественных музеях России и Великобритании // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств . 2013. № 4 (17). С. 122–123. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapevticheskaya-praktika-v-hudozhestvennyh-muzeyah-rossii-i-velikobritanii (дата обращения: 30.05.2017).

References

Ahunov V. M. Sovremennye formy kul’turno-obrazovatel’noj dejatel’nosti v hudozhestvennom muzee: Opyt Gosudarstvennogo Russkogo muzeja: avtoref. dis. ... kand. Iskusstvovedenija [Contemporary forms of cultural and educational activities in the art Museum: the Experience of the State Russian Museum: thesis of PhD dissertation ]. Saint Petersburg, 2006. 30 p. (in Russian).

Ashaeva S. V. Formy raboty v muzee s ljud’mi s ogranichennymi vozmozhnostjami [Forms of work with the disabled in the museum], in Omskij nauchnyj vestnik [Omsk scientific Bulletin], 2010, no. 4 (89), pp. 219–222 (in Russian).

Bondarenko I. V Rossii startuet proekt “Inkljuzivnyj muzej”. 1 ijunja 2017 goda [Russia starts the project “the Inclusive Museum” ]. 1 Jun 2017. Available at: http://dislife.ru/materials/762 (in Russian).

Bulgakova V. V. Dejatel’nost’ muzeev Sibiri po sociokul’turnoj integracii invalidov [Activity of museums of Siberia in the socio-cultural integration of the disabled ]. PhD dissertation. Kemerovo, 2017. 268 p. (in Russian).

Bulgakova V. V. Muzejnye proekty kak sredstvo socializacii invalidov [Museum projects as a means of socialization of disabled people], in Nauchnaja diskussija: voprosy filologii, iskusstvovedenija i kul’turologii [Scientific discussion: questions of philology, art criticism and culturology: collected papers], no. 1 (40). Moscow, Internaka Publ., 2016, pp. 23–31 (in Russian).

Bulgakova V. V. Opyt raboty muzejno-artterapevticheskoj masterskoj “Zhivye risunki” [Experience of the Museum etherapeutics workshop “Live images”], in Actual problems of development of museums — 242 reserves (Petrozavodsk — Kizhi, June 2006) . Petrozavodsk, 2006, pp. 14–18 (in Russian).

Bulgakova V. V. Teoreticheskie i metodologicheskie aspekty sociokul’turnoj integracii invalidov v muzejnoj srede [Theoretical and methodological aspects of social and cultural integration of disabled people in the Museum environment], in Vestnik of Kemerovo University of culture and arts: journal of theoretics. and applied research , 2015, no. 30, pp. 96–106 (in Russian).

Bulgakova V. V. Zarubezhnyj opyt sociokul’turnoj integracii invalidov v sovremennom muzee [Foreign experience of social and cultural integration of disabled people in the contemporary Museum], in the Priority directions of development of science and education , 2015, no. 2 (5), pp. 78–80 (in Russian).

Filyakova A. K. Art-terapevticheskaja praktika v hudozhestvennyh muzejah Rossii i Velikobritanii [Art therapy in practice in art museums of the UK and Russia], in Vestnik of Saint Petersburg state University of culture and arts , 2013, no. 4 (17), pp. 122–123. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/art-terapevticheskaya-praktika-v-hudozhestvennyh-muzeyah-rossiii-velikobritanii (in Russian).

Gibbs K.; Sani M.; Thompson D. (ed.). Uchenie v techenie vsej zhizni v muzejah. Evropejskij opyt [Teaching during the whole life in museums. The European experience ]. Available at: http://www.amr-museum.ru/russ/exibit/news2011/lifelong_learning.pdf (in Russian).

Grantovyj konkurs muzejnyh proektov “Menjajushhijsja muzej v menjajushhemsja mire” — 2009. Organizatory Blagotvoritel’nyj fond V. Potanina [Grant contest of Museum projects “Changing Museum in a changing world” — 2009. The organizers of the Charity Fund of V. Potanin ]. P. 74. Available at: http://amcult.ru/index.php/ru/knowledge/articles/91-museum.html (in Russian).

Groza O. Razvitie jemocional’noj sfery detej s OVZ metodami pesochnoj terapii [The development of the emotional sphere of children with disabilities by means of sand therapy], in Eurasian Union of scientists , 2015, no. 10–1 (19), pp. 138–140 (in Russian).

Klukin A. I. Muzej i socializacija invalidov [Museum and socialization of the disabled], in Museum , 2012, no. 2, pp. 8–10 (in Russian).

Kopytin A. Sovremennaja klinicheskaja art-terapija. Uchebnoe posobie [Modern clinical art therapy. Textbook ]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2015. 76 p. (in Russian).

Kopytin A. I. (ed.). Art-terapija — novye gorizonty [Art therapy — new horizons ]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2006. 336 p. (in Russian).

Kopytin A. I. (ed.). Metody art-terapevticheskoj pomoshhi detjam i podrostkam: otechestvennyj i zarubezhnyj opyt [Methods of art therapy to help children and adolescents: national and international experience ]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2012. 285 p. (in Russian).

Lutsenko E. L. Sociokul’turnaja reabilitacija invalidov (na primere Evrejskoj Avtonomnoj oblasti) [Sociocultural rehabilitation of the persons with disabilities (on the example of Jewish Autonomous region) ]. Thesis of PhD dissertation. Khabarovsk, 2007. 22 p. (in Russian).

Piotrovsky M. B. Hram ili Disnejlend? Piotrovskij o muzee, pravah kul’tury i diktat ulicy [Temple or Disneyland? Piotrovsky about the Museum, rights, culture and the dictates of the street], in Arguments and facts , March 4, 2015, no. 10. Available at: http://www.spb.aif.ru/culture/person/1460261 (in Russian).

Platonova O. V. Art-terapija v srede hudozhestvennogo muzeja: programmy, proekty, metodiki. Iz opyta raboty Russkogo muzeja [Art therapy in the environment of the art Museum: programs, projects, methods. From the experience of the Russian Museum ]. Saint Petersburg, State Russian Museum Publ., 2010. 224 p. (in Russian).

Platonova O. V.; Zhvitiashvili N. Yu. Artterapija v hudozhestvennom muzee: uchebnoe posobie dlja studentov gumanitarno-hudozhestvennyh vuzov [Art therapy at the art Museum: a textbook for students of Humanities and art universities ]. Saint Petersburg, Spetslit Publ., 2000. 142 p. (in Russian).

Sociokul’turnaja reabilitacija invalidov: metodicheskiye rekomendacii [Sociocultural rehabilitation of the persons with disabilities: methodological recommendations ]. Moscow, Russian Institute of Culturology Publ., 2002. 144 p. (in Russian).

Vanishin S. N.; Vanshina O. P. Sociokul’turnaja reabilitacija invalidov muzejnymi sredstvami: metod. posobie [Social and cultural rehabilitation of disabled people at museums]. Moscow, 2009. 76 p. (in Russian).

Zhvitiashvili N. Yu. V Rossii invalidov net. Zapretnye temy v muzee [There are no disabled people in Russia. Forbidden topics in the Museum], in 60 parallel, no. 2 (25), June 2007 (in Russian).

Загрузки

Опубликован

01.06.2017

Как цитировать

Сыченкова, Л. А. (2017). Риски арт-терапии для инвалидов и музеев: опыт осмысления российской теории и практики. Вопросы музеологии, 8(1), 17–31. https://doi.org/10.21638/10.21638/spbu27.2017.102

Выпуск

Раздел

Музей и общество