Фотоколлекции Тунгусской экспедиции в фондах Музея антропологии и этнографии РАН

Авторы

  • Сергей Васильевич Березницкий Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российская Федерация, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., 3

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.110

Аннотация

Статья посвящена анализу фотоархива российского этнографа Б.А.Васильева, собиравшего в составе Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг. материалы по культуре орочей, тунгусов, нивхов Амура и Сахалина, зафиксировавшего ее особенности на фотопластинках, которые хранятся в научном архиве Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Тунгусская экспедиция была организована Центральным музеем народоведения и Антропологическим институтом Московского государственного университета. Один отряд проводил исследования в Восточной Сибири, другой — на Дальнем Востоке, в Приамурье и на Сахалине. В статье впервые вводятся в научный оборот архивные источники: фотографии Б.А.Васильева, сделанные в местах проживания орочей в бассейне реки Тумнин. На фотографиях запечатлены орочские поселения и жилища, особенности быта, хозяйства, занятий, верований и праздников, показана степень культурного влияния на орочей русских переселенцев. Ученый не только собрал полевой материал о верованиях, культах и праздниках орочей, но и в своих статьях, в рукописи кандидатской диссертации провел этнокультурные параллели с подобными воззрениями и ритуалами других народов Нижнего Амура, Сахалина, Дальнего Востока, Сибири, Восточной Азии, Северной Америки. Он осуществил тщательный сравнительный анализ медвежьего праздника орочей, впервые в истории науки разработал концепцию о существовании двух его вариантов: более древнего, после добычи зверя на промысле, характерного для всего евразийско-американского культурного пласта, и позднего, связанного с выращиванием зверя в неволе и последующим праздничным ритуалом. В этом видится не только отличие его взглядов от гипотез предшествующих ученых, но и значительный вклад в отечественную и зарубежную историографию, в контекст понимания сущности архаического мировоззрения человечества в целом. Многие аспекты этого древнего ритуала Б.А.Васильеву удалось сфотографировать: ритуальное приготовление медвежьего мяса, захоронение костей и черепа медведя на особом кладбище. В заключение статьи делается вывод о том, что орочские фотоматериалы Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг. являются ценнейшими источниками по культуре и этническому облику одного из тунгусо-маньчжурских народов Нижнего Амура.

Ключевые слова:

Тунгусская экспедиция, Б. А. Васильев, орочи, этническая культура, фотографии, архивные источники

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Алымов С.С., Решетов А.М. 2003. Борис Алексеевич Куфтин: изломы жизненного пути Репрессированные этнографы 2: 227–268.

Березницкий С.В. 2003. Классификация культовой атрибутики коренных народов Дальнего Востока России. Типология культуры коренных народов Дальнего Востока России (материалы к историко-этнографическому атласу). Владивосток: Дальнаука: 190–220.

Березницкий С.В. 1997. Отражение политических репрессий 30-х гг. XX в. в рассказах и воспоминаниях коренных народов Нижнего Амура. Материалы Первой Дальневосточной науч.-практ. конф. «Политические репрессии на Дальнем Востоке СССР в 1920–1950-е гг.». Владивосток: ДВГУ: 220-230.

Березницкий С.В. 1998. Природные культовые объекты коренных народов Нижнего Амура. Вестник ДВО РАН 3: 118–125.

Березницкий С.В. 2000. Семейная обрядность коренных народов Нижнего Амура и Сахалина. Россия и АТР. 4: 23–32.

Васильев Б.А. 1995. Духовный путь Пушкина. (Катакомбы XX века). М.: Sam & Sam.

Ватагин В.А. 1980. Воспоминания. Записки анималиста. М.: Советский художник.

Ипполитова А.Б. 2001. История музея народов СССР в Москве. Этнографическое обозрение 2: 144–160.

Огрызко В.В. 2013. Отечественные исследователи коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: биобиблиографический словарь. М.: Литературная Россия.

Прищепова В.А. 2011. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии второй половины XIX — начала XX века в собраниях Кунсткамеры. СПб.: Наука.

Толмачева Е.Б. 2014. Первые фотоколлекции МАЭ собрания И.С.Полякова как отражение общей истории формирования фотофонда. Иллюстративные коллекции Кунсткамеры. СПб.: МАЭ РАН: 309–322.

Толмачева Е.Б. 2011. Фотография как этнографический источник (по материалам фотоколлекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН): автореф. дис. … канд. ист. наук. СПб.

Турьинская Х.М. 2012. Из истории этнографического музейного дела в Москве в XIX — начале XXI вв. Вопросы музеологии. 1 (5): 43–51.

Ушаков Н.В. 2014. Методические аспекты работы с аналоговыми и цифровыми полевыми фотоматериалами как этнографическим источником. Иллюстративные коллекции Кунсткамеры. СПб.: МАЭ РАН: 323–340.

Ушаков Н.В. 2012 Система учета и описаний полевых цифровых фотоматериалов. Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты в 2011 г. СПб.: МАЭ РАН: 153–162.

Шангина И.И. 2014 Вещевой фонд Музея народов СССР в Российском этнографическом музее: опыт источниковедческого анализа. Музей. Традиции. Этничность. 2 (6): 6–19.

Шиллинг Е.М. 1926. Государственный Центральный музей народоведения в Москве. Этнография. 1–2: 268–270.

References

Alymov S. S., Reshetov A.M. 2003. Boris Alekseevich Kuftin: izlomy zhiznennogo puti. [Boris A.Kuftin: fractures of the life path]. Repressirovannye etnografy 2: 227–268. (In Russian)

Bereznitskii S.V. 2003. Klassifikatsiia kul'tovoi atributiki korennykh narodov Dal'nego Vostoka Rossii. [Classification of cult attributes of indigenous peoples of the Far East of Russia]. Tipologiia kul'tury korennykh narodov Dal'nego Vostoka Rossii (materialy k istoriko-etnograficheskomu atlasu). Vladivostok: Dal'nauka: 190–220. (In Russian)

Bereznitskii S.V. 1997. Otrazhenie politicheskikh repressii 30-kh gg. XX v. v rasskazakh i vospominaniiakh korennykh narodov Nizhnego Amura. [Reflection of political repressions of the 30s of the 20th century in the stories and memories of the indigenous peoples of the Lower Amur]. Materialy Pervoi Dal'nevostochnoi nauchno-prakt. konf. «Politicheskie repressii na Dal'nem Vostoke SSSR v 1920–1950-e gg.». Vladivostok: DVGU: 220–230. (In Russian)

Bereznitskii S.V. 1998. Prirodnye kul'tovye ob"ekty korennykh narodov Nizhnego Amura. [Nature of the cult objects of indigenous peoples of the Lower Amur]. Vestnik DVO RAN 3: 118–125. (In Russian)

Bereznitskii S.V. 2000. Semeinaia obriadnost' korennykh narodov Nizhnego Amura i Sakhalina. [Family rite of the indigenous peoples of the Lower Amur and Sakhalin]. Rossiia i ATR. 4: 23–32. (In Russian)

Vasil'ev B.A. 1995. Dukhovnyi put' Pushkina. (Katakomby XX veka). [The spiritual path of Pushkin. (Catacombs of 20th century)]. Moscow: Sam & Sam. (In Russian)

Vatagin V.A. 1980. Vospominaniia. Zapiski animalista. [A notes of the animalist]. Moscow: Sovetskii khudozhnik. (In Russian)

Ippolitova A.B. 2001. Istoriia muzeia narodov SSSR v Moskve. [History of the Museum of the USSR peoples in Moscow]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 144–160. (In Russian)

Ogryzko V.V. 2013. Otechestvennye issledovateli korennykh malochislennykh narodov Severa i Dal'nego Vostoka: biobibliograficheskii slovar'. [Russian researchers of indigenous peoples of the North and the Far East: biobibliographic dictionary]. Moscow: Literaturnaia Rossiia. (In Russian

Prishchepova V.A. 2011. Illiustrativnye kollektsii po narodam Tsentral'noi Azii vtoroi poloviny XIX — nachala XX veka v sobraniiakh Kunstkamery. [Illustrative collections of the peoples of Central Asia of the second half of XIX-early XX century in the collections of the Kunstkammer]. Saint Petersburg: Nauka. (In Russian)

Tolmacheva E.B. 2014. Pervye fotokollektsii MAE sobraniia I. S.Poliakova kak otrazhenie obshchei istorii formirovaniia fotofonda. [The first photo collections of the IAE collection By I. S.Polyakov as a reflection of the General history of the formation of the photo Fund.] Illiustrativnye kollektsii Kunstkamery. Saint Petersburg: MAE RAN: 309–322. (In Russian)

Tolmacheva E.B. 2011. Fotografiia kak etnograficheskii istochnik (po materialam fotokollektsii Muzeia antropologii i etnografii im. Petra Velikogo (Kunstkamera) RAN) [Photography as an ethnographic source (based on the materials of the Museum of anthropology and Ethnography. Peter the Great (Kunstkamera) RAS)]: avtoref. dis. … kand. ist. nauk. Saint Petersburg. (In Russian)

Tur'inskaia Kh. M. 2012. Iz istorii etnograficheskogo muzeinogo dela v Moskve v XIX — nachale XXI vv. [From the history of ethnographic Museum business in Moscow in the 19th — early 21th centuries Voprosy muzeologii 1 (5): 43–51. (In Russian)

Ushakov N.V. 2014. Metodicheskie aspekty raboty s analogovymi i tsifrovymi polevymi fotomaterialami kak etnograficheskim istochnikom. [Methodical aspects of work with analog and digital field photographic materials as an ethnographic source]. Illiustrativnye kollektsii Kunstkamery. Saint Petersburg: MAE RAN: 323–340. (In Russian)

Ushakov N.V. 2012. Sistema ucheta i opisanii polevykh tsifrovykh fotomaterialov. [Accounting system and descriptions of field digital photographs]. Radlovskii sbornik. Nauchnye issledovaniia i muzeinye proekty v 2011 g. Saint Petersburg: MAE RAN: 153–162. (In Russian)

Shangina I.I. 2014. Veshchevoi fond Muzeia narodov SSSR v Rossiiskom etnograficheskom muzee: opyt istochnikovedcheskogo analiza. [Museum of the USSR peoples in the Russian ethnographic Museum: the experience of source analysis]. Muzei. Traditsii. Etnichnost' 2 (6): 6–19. (In Russian)

Shilling E.M. 1926. Gosudarstvennyi Tsentral'nyi muzei narodovedeniia v Moskve. [State Central Museum of folk studies in Moscow Ethnography]. Etnografiia 1–2: 268–270. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.02.2019

Как цитировать

Березницкий, С. В. (2019). Фотоколлекции Тунгусской экспедиции в фондах Музея антропологии и этнографии РАН. Вопросы музеологии, 9(1), 111–119. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.110

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции