Structure for a Museology Course in Brazil

Авторы

  • Мануэлина М. Дуарте Кандидо Льежский университет, Бельгия, B-4000, Льеж, ул. 20 августа, 7

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.204

Аннотация

В статье представлены основные теоретические и концептуальные основы, на которых базируется учебная программа бакалавриата по музеологии, реализуемая с 2010 г. в Федеральном университете Гояс, Бразилия. В рамках программы предусмотрено изучение ключевых концепций музеологии, определение места музеологии как дисциплины в структуре научного знания, выявление специфики исследований, проводимых в музее. Программа создавалась в период активного развития высшего образования в Бразилии, поэтому получила поддержку в рамках федерального проекта «Программа поддержки реструктуризации и расширения учебных планов федеральных университетов» (REUNI)» и инициативы Университета Гояс на базе факультета социальных наук. Основной лабораторией и практической площадкой для ее реализации стал Музей антропологии. В статье представлена характеристика концептуальных основ данного курса, в частности подход к музеологии как прикладной социальной науке, пропагандируются другие ее аспекты, важные для обучающихся. Рассматриваются вопросы общей, специальной и прикладной музеологии, их связь с вопросами охраны культурного наследия. На наш взгляд, преподавание учебного курса по музеологии невозможно без акцента на прикладные исследования, объединяющие ее части (документирование, хранение, экспонирование, культурно-просветительскую деятельность). Сделана попытка продемонстрировать, какой вклад программа вносит в образовательную систему Федерального университета штата Гояс, как она влияет на процесс формирования у студентов прикладных навыков в области музеологии, а также научные исследования в указанной области. Структура программы исключает дублирование информации из других курсов и областей знания, способствует развитию научных исследований и новой интерпретации музейных коллекций.

Ключевые слова:

музеология, бразильская музеология, курс по музеологии, Федеральный университет Гояс, дисциплина, прикладная общественная наука, прикладные исследования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

Bruno M.C.O. (coord.). 2010. Waldisa Rússio Camargo Guarniéri: textos e contextos de uma trajetória profissional. 2 v. São Paulo: Pinacoteca do Estado / Secretaria de Estado da Cultura / Comitê Brasileiro do Conselho Internacional de Museus.

Bruno M.C.O. 2004. Principais campos da ação museológica. Comunicação apresentada no seminário museus e exposições no século XXI: vetores e desafios contemporâneos, 20 a 24 de julho (5p. mimeo). São Paulo: Centro Cultural Banco do Brasil.

Bruno M.C.O. 1996. Museologia e Comunicação, Cadernos de Sociomuseologia, 9. Lisboa: ULHT.

Duarte Cândido M.M. 2014a. Gestão de Museus, um desafio contemporâneo: diagnóstico museológico e planejamento. Porto Alegre: Ed. Medianiz.

Duarte Cândido M.M. 2014b. Orientações para a gestão e planejamento de museus, Coleção Estudos Museológicos, 3. Florianópolis: FCC Edições.

Hernández-Hernández F. 2006. Planteamientos teóricos de la museología. Gijón: Ediciones Trea Instituto Brasileiro de Museus [Ibram]. 2011. Museus em Números, 3 v. Brasília: Instituto Brasileiro de Museus.

Instituto Brasileiro de Museus [Ibram]; Organização dos Estados Iberoamericanos [OEI]. 2016. Memory spots: methodology and practices in Social Museology. Brasília: Phábrica.

Lewis G. 1981. The systematics of museology, its application to ICOM’s international committees and the role of Icofom. Museological Working Papers/ Documents de Travail Muséologique (MuWoP/DoTraM), no. 2. Stockholm: ICOM: 74.

Lima N.C., Souza M.L.R.de, Lazarin M.A., Duarte Cândido M.M. 2009. Um curso de Museologia para Goiás: Bacharelado em Museologia da UFG. Anais do I Congresso Internacional de Museologia: sociedade e desenvolvimento. Maringá: Editora da UEM.

Meneses U.B.de. 2005. A exposição museológica e o conhecimento histórico. Betânia Gonçalves Figueiredo, Diana Gonçalves Vidal (Orgs.) Museus: dos gabinetes de curiosidades à museologia moderna. Belo Horizonte: Argumentum.

Rússio W. L’interdisciplinarité em muséologie. Museological. Museological Working Papers/ Documents de Travail Muséologique (MuWoP/DoTraM), no. 2. Stockholm: ICOM: 58–59.

Sola T. 1982. A contribution to a possible definition of Museology. Presented at ICOFOM Interdisciplinarity in Museology. Paris: ICOFOM. URL: http://www.heritology.com/A_contribution_to_a_possible_definition_of_Museology_-by_Tomislav_Sola.pdf (accessed: 10.11.2018).

Van Mensch P. 1992. Towards a methodology for Museology. PhD thesis, University of Zagreb. URL: http://xa.yimg.com/kq/groups/23466284/1995686355/name/Towards (accessed: 22.12.2017).

Загрузки

Опубликован

11.04.2019

Как цитировать

Дуарте Кандидо, М. М. . (2019). Structure for a Museology Course in Brazil. Вопросы музеологии, 9(2), 172–184. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.204

Выпуск

Раздел

Музейное образование и образование в музее