История каминного экрана из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина

Авторы

  • Юлия Александровна Зигерн-Корн Международный фонд Pushkin Legacy, Российская Федерация, 191036, Санкт-Петербург, ул. Восстания, 3–5, литера A, офис 14-N
  • Елена Валентиновна Старинкова Всероссийский музей А. С. Пушкина, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 12

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.208

Аннотация

Статья посвящена атрибуции сюжета вышивки каминного экрана из коллекции мебели Всероссийского музея А. С. Пушкина. Экран с вышивкой, изображающей двух девочек, передан в музей в 1960-е годы праправнуком Софьи Борисовны Вревской, последней хозяйки имения Тригорское Псковской губернии, где часто бывал А. С. Пушкин. Экран поступил в числе материалов, имеющих отношение к семействам Осиповых, Вревских, Вульфов, и долгое время играл в экспозиции роль типологического предмета мебели. Материалы семейного архива, в частности дневники баронессы Натальи Павловны Вревской, опубликованные В.Ф. и Т.М.Рожновыми, дают представление об атмосфере усадебной жизни, содержат подробное описание интерьеров поместий, расположенных недалеко от имения А.С. Пушкина Михайловское, и позволяют проследить историю многих реликвий, однако каминный экран в них не упоминается. Спустя 50 лет после приобретения этого экспоната Всероссийским музеем А. С. Пушкина (ВМП) был обнаружен изобразительный источник, послуживший основой создания вышивки для вставки в экран. Им оказалась гравюра Самуэля Казинса с картины Эдвина Ландсира «Дети маркизы Аберкорн». В середине XIX в. гравюры с картин знаменитых художников пользовались широкой популярностью, оттиски тиражировались и продавались лондонскими издателями, в частности издательство «Ходжесон и Грейвс» занималось репродуцированием произведений Эдвина Ландсира. Известно местонахождение трех оттисков с упомянутой картины. Сам портрет находится в родовом замке Аберкорнов Бэронс Корт в Северной Ирландии. Нынешний его владелец, 5-й герцог Аберкорн, женат на праправнучке А. С. Пушкина. Данные о взаимосвязи рода Гамильтонов с потомками рода А. С. Пушкина обогатили провенанс экспоната и задали направления дальнейших исследований.

Ключевые слова:

каминный экран, атрибуция, источник, Самуэль Казинс, Эдвин Ландсир, Тригорское, Вревские, Пушкины, Гамильтон

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Рожнов В.Ф. (публ.). 2002. Дневник баронессы Н.П.Вревской (фрагменты). По материалам семейного архива Вревских. Временник Пушкинской комиссии. Вып. 28. СПб. С. 249–270.

Рожнов В.Ф. 2002. Имение потомков Вревских Косорымы близ Тригорского Пушкинский музеум. Альманах. Вып. 3. СПб.: Дорн: С. 237–247.

References

Rozhnov V.F. (Publ.). 2002. Dnevnik baronessy N.P.Vrevskoy (fragmenty). Po materialam semeynogo arkhiva Vrevskikh [Diary of the Baroness N.P.Vrevsky (extracts). Based on the materials of the Vrevsky family archive]. Vremennik Pushkinskoy komissii. Issue 28. St. Petersburg: 249–270. (In Russian).

Rozhnov V.F. 2002. Imenie potomkov Vrevskikh Kosorymy bliz Trigorskogo [The estate of the Vrevsky descendants Kosorymy near Trigorskoye]. Pushkinsky Museum Almanac. Issue 3. St. Petersburg: Dorn Publ: 237–247. (In Russian).

Загрузки

Опубликован

11.04.2019

Как цитировать

Зигерн-Корн, Ю. А., & Старинкова, Е. В. (2019). История каминного экрана из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина. Вопросы музеологии, 9(2), 220–230. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.208

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции