Проблемы взаимодействия филиалов музейного объединения (на примере Объединенного музея писателей Урала)

Авторы

  • Марина Юрьевна Кряжевских Объединенный музей писателей Урала
  • Валентина Николаевна Кардапольцева Уральский государственный горный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.211

Аннотация

Статья посвящена проблеме, которая прежде оставалась за рамками профессиональной дискуссии, — внутренней коммуникации в музейном объединении, рассмотренной на примере Объединенного музея писателей Урала. К ней относятся актуальные для многих крупных музеев вопросы: межсекторальной коммуникации, инерции, конфликта традиции и инновации; кадровый аспект (в том числе взаимодействие хранителей и экспозиционеров); противоречия, возникающие в относительно новом направлении музейной деятельности — пиар-менеджменте, а также в организации научной деятельности (в небольших по штату филиалах научные сотрудники активно включены в текущую массовую и просветительскую работу). Эти вопросы и противоречия в статье рассматриваются как следствие современной культурной политики российского государства в музейной сфере и как результат конкуренции внутри объединения. Проблема раскрывается на основе проведенного анализа материалов, опроса сотрудников отделов и филиалов Объединенного музея писателей Урала в Екатеринбурге. Опрос позволил осмыслить, «проговорить» ряд аспектов межсекторальной коммуникации и определить основные векторы будущего развития музея. Новая стратегия предполагает расширение музейного дискурса за счет включения в него не только литературы, но и смежных с ней видов искусства. Постепенно в практику вводятся формы деятельности, направленные на создание нового имиджа объединения как межкультурной полифункциональной площадки и на включение всех его секторов и отделов в решение общих задач. В статье предпринята попытка найти выход из сложившейся ситуации, освещены применяемые в объединении способы преодоления обособленности его филиалов.

Ключевые слова:

музейное объединение, музейная коммуникация, межсекторальная коммуникация, профессиональная инерция, внутренняя конкуренция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Аристархов В. В., Волосатова Т. Б., Грачёва С. М. [и др.]. 2019. О проблемах и перспективах развития музейного дела в Российской Федерации: результаты комплексного социологического исследования: анализ мнений музейного сообщества и населения РФ (реальных и потенциальных посетителей). М.: Институт Наследия.

Востряков Л. Я. 2016. Современный музейный менеджмент. Культура Архангельской области. URL: https://www.culture29.ru/upload/medialibrary/815/815f17ac8721ef1129cf7a777ff0b692.pdf (дата обращения: 22.05.2021).

Комлев Ю. Э. 2011. Формирование и развитие музейных коммуникаций в культурном пространстве региона: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Человек и наука. URL: http://cheloveknauka.com/formirovaniei-razvitie-muzeynyh-kommunikatsiy-v-kulturnom-prostranstve-regiona ixzz6xryiqHd9 (дата обращения: 22.05.2021).

Кряжевских М. Ю. 2012. Коммуникационное пространство музея: формирование культурного дискурса. Челябинск: Издательство Челябинской академии культуры.

Сапанжа О. С. 2005. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: автореф. дис. …канд. культурологии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

References

Aristarkhov V. V., Volosatova T. B., Grachova S. M. [et al.]. 2019. On the problems and prospects for the development of museum business in the Russian Federation: the results of a comprehensive sociological study: analysis of the opinions of the museum community and the population of the Russian Federation (real and potential visitors). Moscow: Institut Naslediya Publ. (In Russian)

Komlev Yu. E. 2011. Formation and development of museum communications in the cultural space of the region: PhD abstract. St. Petersburg. Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet kul'tury i iskusstv Publ. Chelovek i nauka. URL: http://cheloveknauka.com/formirovanie-i-razvitie-muzeynyh-kommunikatsiy-v-kulturnom-prostranstve-regiona ixzz6xryiqHd9 (accessed: 22.05.2021). (In Russian)

Kryazhevskikh M. Yu. 2012. Communication Space of the Museum: Formation of Cultural Discourse. Chelyabinsk: Izdatel’stvo Chelyabinskoy akademii kul’tury Publ. (In Russian)

Sapanzha O. S. 2005. Strategies of communication processes of the modern museum: PhD abstract. St. Petersburg: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet kul'tury i iskusstv Publ. (In Russian)

Vostrokov L. J. 2016. Contemporary museum management. Kul’tura Arkhangel’skoy oblasti. URL: https://www.culture29.ru/upload/medialibrary/815/815f17ac8721ef1129cf7a777ff0b692.pdf (accessed: 22.05.2021). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Марина, К., & Валентина, К. (2021). Проблемы взаимодействия филиалов музейного объединения (на примере Объединенного музея писателей Урала). Вопросы музеологии, 12(2), 287–295. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.211

Выпуск

Раздел

Музей и общество