Визуальный образ монголов в битве при Легнице в изобразительных памятниках XIV–XV вв.
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.206Аннотация
Западный поход монголов в Восточную и Центральную Европу в 1236–1242 гг. во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем надолго запечатлелся в памяти современников и потомков. Центральное место в исторических литературных и изобразительных памятниках эпохи позднего Средневековья заняла битва при Легнице — сражение между польско-немецким войском и монголами 9 апреля 1241 г. В данной статье рассматривается образ монголов на книжных миниатюрах Шлакенвертерского кодекса, представленного в Музее Гетти (США); на алтарной картине, созданной в 30–40-е гг. XV в., находящейся на данный момент в коллекции Национального музея в Варшаве; на изображениях кодекса Фрайтага (Freytag), хранящегося в фондах библиотеки Вроцлавского университета (Польша) и изображение монгольского воина на надгробной плите Генриха II Благочестивого 1383–1385 гг. из Национального музея во Вроцлаве (Польша). Проводится сравнительный анализ средневековых изобразительных памятников и латинских письменных источников эпохи XIII–XV вв. Исследователь отмечает сохранившийся интерес европейцев к иноверцам и к событиям прошлых столетий. Выделяет корпус этнических маркеров, с помощью которых европейские художники обозначали «чужих», — визуальные особенности во внешности, головные уборы, цветообозначения, «воображаемая геральдика» и др. изобразительные особенности. Связывает создание изображений с монголами с вторжениями татарских и гуситских войск в пределы Силезии в XIV–XV вв., борьбой с маврами на Пиренейском полуострове и необходимостью консолидировать христианское общество в борьбе против врагов католической церкви.
Ключевые слова:
монгольское нашествие, битва при Легнице, Европа, имагология, книжные миниатюры, средневековое искусство, символы
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.