Визуальный образ монголов в битве при Легнице в изобразительных памятниках XIV–XV вв.

Авторы

  • Евгений Александрович Шишка Сообщество «Монголы и Русь», Украина, 93400, Луганская обл., Северодонецк, пр. Гвардейский, 45б; Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.206

Аннотация

Западный поход монголов в Восточную и Центральную Европу в 1236–1242 гг. во главе с чингизидом Батыем и военачальником Субэдэем надолго запечатлелся в памяти современников и потомков. Центральное место в исторических литературных и изобразительных памятниках эпохи позднего Средневековья заняла битва при Легнице — сражение между польско-немецким войском и монголами 9 апреля 1241 г. В данной статье рассматривается образ монголов на книжных миниатюрах Шлакенвертерского кодекса, представленного в Музее Гетти (США); на алтарной картине, созданной в 30–40-е гг. XV в., находящейся на данный момент в коллекции Национального музея в Варшаве; на изображениях кодекса Фрайтага (Freytag), хранящегося в фондах библиотеки Вроцлавского университета (Польша) и изображение монгольского воина на надгробной плите Генриха II Благочестивого 1383–1385 гг. из Национального музея во Вроцлаве (Польша). Проводится сравнительный анализ средневековых изобразительных памятников и латинских письменных источников эпохи XIII–XV вв. Исследователь отмечает сохранившийся интерес европейцев к иноверцам и к событиям прошлых столетий. Выделяет корпус этнических маркеров, с помощью которых европейские художники обозначали «чужих», — визуальные особенности во внешности, головные уборы, цветообозначения, «воображаемая геральдика» и др. изобразительные особенности. Связывает создание изображений с монголами с вторжениями татарских и гуситских войск в пределы Силезии в XIV–XV вв., борьбой с маврами на Пиренейском полуострове и необходимостью консолидировать христианское общество в борьбе против врагов католической церкви.

Ключевые слова:

монгольское нашествие, битва при Легнице, Европа, имагология, книжные миниатюры, средневековое искусство, символы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Лучицкая С. И. 2001. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб.: Алетейя.

Лучицкая С. И. 2010. Воображаемая геральдика сарацин: цвета и фигуры. SIGNUM 5: 117–128.

Мартынюк А. В. 2013. Западный поход монголов 1236–1242 гг. Опыт визуальной реконструкции. От Онона к Темзе. Чингисиды и их западные соседи. М.: Издательство Марджани: 166–177.

Нойманн И. 2004. Использование «Другого»: образы Востока в формировании европейских идентичностей. М.: Новое издательство.

Родионова О. В. 2015. Чужой, иной, другой — семантический ряд межкультурного диалога. Вестник МГЛУ. Выпуск 13 (724): 145–158.

Хаутала Р. 2015. От «Давида, царя Индий» до «ненавистного плебса сатаны». Антология ранних латинских сведений о татаро-монголах. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Шехурин Д. Ю. 2012. О сакральности оружия в культуре средневековой Европы. Вестник Сургутского государственного педагогического университета 1 (16): 77–83.

Camille М. 1989. The Gothic Idol: Ideology and Image-Making in Medieval art. New York: Cambridge University Press.

Camille M. 1992. Image on the Edge (the Margins of Medieval Art). London: Reaktion Books.

Heath I. 1984. Armies of the Middle Ages. Volume 2. The Ottoman Empire, Eastern Europe and the Near East 1300–1500. Wargames Research Group Publication.

Jackson P. 2005. The Mongols and the West: 1221–1410. London and New York: Routledge.

Schmilewski U. 1991. Wahlstatt 1241. Beitrage zur Mongolenschlacht bei Liegnitz und zu ihren Nachwirkungen. Lorch (Wurttemberg): Bergstadtverl. Korn.

Solicki S. 1992. «Historia ducis Henrici» — odnalezione zrodlo legendy tatarskiej z baumgartenowskiej edycji «Zywota sw. Jadwigi». Sobotka. Slaski Kwartalnik Historyczny. T. XLVII. Nr. 3–4: 449–455.

Strickland D. H. 2003. Saracens, Demons, & Jews. Making Monsters in Medieval Art. Princeton and Oxford: Princeton University Press.

Świętosławski V. 1996. Uzbrojenie koczownikow Wielkiego Stepu w czasach ekspansji Mongołow (XII–XIV w.). Acta Archaeologica Lodziensia 40. Łodź: 7–114.

Turnbull S., McBride A. 2004. The Hussite Wars 1419–36. Oxford: Osprey.

Urbanski R. 2007. Tartarorum Gens Brutalis. Trzynastowieczne najazdy mongolskie w literaturze polskiego średniowiecza na porownawczym tle piśmiennictwa łacińskiego antyku i wiekow średnich. Warszawa: Wydawnictwo IBL PAN.


References

Camille М. 1989. The Gothic Idol: Ideology and Image-Making in Medieval art. New York: Cambridge University Press.

Camille M. 1992. Image on the Edge (the Margins of Medieval Art). London: Reaktion Books.

Heath I. 1984. Armies of the Middle Ages. Volume 2. The Ottoman Empire, Eastern Europe and the Near East 1300–1500. Wargames Research Group Publication.

Jackson P. 2005. The Mongols and the West: 1221–1410. London and New York: Routledge.

Khautala R. 2015. From “David, king of the Indies” to “The hated plebs of Satan”. An anthology of early Latin information about the Tatar-Mongols. Kazan’: Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT. (In Russian)

Luchitskaya S. I. 2001. The image of the Other. Muslims in the Chronicles of the Crusades. St. Petersburg: Aleteiia (In Russian)

Luchitskaya S. I. 2010. Imaginary heraldry of the Saracens: colors and figures. SIGNUM 5: 117–128. (In Russian)

Martynyuk A. V. 2013. The Western campaign of the Mongols 1236–1242. Visual reconstruction experience. Ot Onona k Temze. Chingisidy i ikh zapadnye sosedi. Moscow: Izdatel’stvo Mardzhani Publ.: 166–177. (In Russian)

Noymann I. 2004. Using the «Other»: Images of the East in the formation of European identities. Moscow: Novoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)

Rodionova O. V. 2015. Alien, Other, the Other — the semantic series of the intercultural dialogue. Vestnik MGLU. Vypusk 13 (724): 145–158. (In Russian)

Schmilewski U. 1991. Wahlstatt 1241. Beitrage zur Mongolenschlacht bei Liegnitz und zu ihren Nachwirkungen. Lorch (Wurttemberg): Bergstadtverl. Korn.

Shekhurin D. Yu. 2012. On the sacredness of weapons in the culture of Medieval Europe. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 1 (16): 77–83. (In Russian)

Solicki S. 1992. “Historia ducis Henrici” — odnalezione zrodlo legendy tatarskiej z baumgartenowskiej edycji “Zywota sw. Jadwigi”. Sobotka. Slaski Kwartalnik Historyczny. T. XLVII. Nr. 3–4: 449–455.

Strickland D. H. 2003. Saracens, Demons, & Jews. Making Monsters in Medieval Art. Princeton and Oxford: Princeton University Press.

Świętosławski V. 1996. Uzbrojenie koczownikow Wielkiego Stepu w czasach ekspansji Mongołow (XII–XIV w.). Acta Archaeologica Lodziensia 40. Łodź: 7–114.

Turnbull S., McBride A. 2004. The Hussite Wars 1419–36. Oxford: Osprey.

Urbanski R. 2007. Tartarorum Gens Brutalis. Trzynastowieczne najazdy mongolskie w literaturze polskiego średniowiecza na porownawczym tle piśmiennictwa łacińskiego antyku i wiekow średnich. Warszawa: Wydawnictwo IBL PAN.

Загрузки

Опубликован

31.12.2021

Как цитировать

Шишка, Е. А. (2021). Визуальный образ монголов в битве при Легнице в изобразительных памятниках XIV–XV вв. Вопросы музеологии, 12(2), 222–237. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.206

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции