Музейное образование студентов-историков в Удмуртском государственном университете
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.207Аннотация
В статье рассматривается музейное образование студентов в вузе (в частности, учебная музейная практика), которое тесно связано с общей культурой современной молодежи и базируется на опыте коммуникации с музеями, сформированном в семье и школе. Организация учебной музейной практики в Институте истории и социологии Удмуртского государственного университета в г. Ижевске (направление подготовки 46.03.01 «История», квалификация выпускника — бакалавр) предполагает цель и задачи; сформирована программа практики, имеется база ее проведения. Представлены результаты музейной практики по формированию профессиональных компетенций у студентов, в том числе теоретических знаний, практических умений и навыков. Обобщен опыт проведения, обозначены определенные проблемы как в организации учебной практики (финансовое обеспечение, выбор музея как места практики, взаимовыгодное сотрудничество (вуз — музею, музей — вузу)), так и в реализации деятельности студентов в различных отделах музеев. Высказана мысль о перспективах работы студентов-историков в период прохождения практики не только в качестве работников музея, но и в качестве волонтеров (экскурсоводы, работники фондов, научные работники и т. д.) при организации мероприятий, проводимых учреждением. Волонтерство помогает глубже понять содержание работы музея, составить более четкое представление о современных профессиях в музее, погрузиться в музейное пространство. Актуальна работа в области проектной деятельности по тематике кафедры, формирования личного интереса обучающегося в рамках курсовой работы либо заданий базового музея.
Ключевые слова:
музей, музейное образование, студент-историк, программа учебной практики, сотрудничество университета и базового музея
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Казанцева О. А. 2015. Формирование музейной культуры детей младшего школьного возраста. Вестник образования и науки Удмуртской Республики 4: 24.
Казанцева О. А. 2020. Учебные музейные практики историков Удмуртского государственного университета в музейном образовательном пространстве России. Перевозчиков Ю. А. (ред.). Международный научно-практический форум «100-летие государственности Удмуртии: исторические вехи и перспективы развития». Сб. мат-лов форума. М.; Ижевск: Ин-т компьютер. исследований. Т. 5: 32–37.
Казанцева О. А. (сост., ред., авт. предисл.). 2023. Музеи Удмуртии.RU. 2023. Справочник. Ижевск: Удмуртский университет.
Лемешевская Е. С. 2021. Волонтерство в музеях совести: сочетание теории коммуникации и культурологических подходов. Коммуникология. Т. 9, № 2: 185–193. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-185-193
Мастеница Е. Н. 2006. Музееведческое образование: сущность и задачи. Николаева Н. С. (сост.). Музей. Экскурсия. Туризм: сб. мат-лов конф. Санкт-петербургского государственного университета культуры и искусств. СПб.: СПбГУКИ: 20–27.
Сапанжа О. С. 2016. Стратегии карьерного развития в области музейного образования. Вопросы музеологии 2 (14): 3–10.
Сапанжа О. С. 2017. Музейное образование и музейная педагогика в российской академической традиции и практике музейного дела: границы использования понятий и их содержание. Общество: социология, психология, педагогика 1: 75–78.
References
Kazantseva O. A. 2015. Formation of museum culture for children of primary school age. Vestnik obrazovaniia i nauki Udmurtskoi Respubliki 4: 24. (In Russian)
Kazantseva O. A. 2020. Educational museum practices of historians of the Udmurt State University in the museum educational space of Russia. Perevozchikov Iu. A. (ed.). Mezhdunarodnyi nauchno-prakticheskii forum “100-letie gosudarstvennosti Udmurtii: Istoricheskie vekhi i perspektivy razvitiia”. Sb. mat-lov foruma. Mosсow; Izhevsk: Institut kompiuternykh issledovanii Press. Vol. 5: 32–37. (In Russian)
Kazantseva O. A. (comp., ed., author of the preface). 2023. Muzeums of Udmurtia.RU. 2023. Guide. Izhevsk: Udmurtskii universitet Press. (In Russian)
Lemeshevskaya E. S. 2021. Volunteering in museums of conscience: A combination of communication theory and cultural approaches. Kommunikologiia. Vol. 9, no. 2: 185–193. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-185-193 (In Russian)
Mastenitsa E. N. 2006. Museum education: essence and objectives. Nikolaeva N. S. (comp.). Muzei. Ekskursiia. Turizm. Sb. materialov konf. Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta Kul’tury i Iskusstv. St. Peterburg: SPbGUKI Press: 20–27. (In Russian)
Sapanzha O. S. 2016. Strategies for career development in museum education. The Issues of Museology 2 (14): 3–10. (In Russian)
Sapanzha O. S. 2017. Museum education and museum pedagogy in the Russian academic tradition and museum practice: The boundaries of the use of concepts and their content. Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika 1: 75–78. (In Russian)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.