Применение современных технических средств для изучения поведения посетителей в музее

Авторы

  • Ирина Сергеевна Киюцина Алтайский государственный педагогический университет, Российская Федерация, 656031, Барнаул, Молодежная ул., 55

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.208

Аннотация

С первой половины XX в. музеи начинают проводить первые систематические исследования особенностей поведения посетителей при ознакомлении с экспозициями. В истории вопроса изучения музейной аудитории в России на протяжении последних ста лет можно выделить три ключевых периода: 1920–1930-е, 1960–1970-е и 1990–2000‑е годы. Музейные исследования в указанные моменты истории отличаются наиболее значительными научными результатами. Сегодня музейная социология набирает обороты, так как в последнее десятилетие посетителя рассматривают как потребителя, который выдвигает запросы, тем самым формируя вектор развития музея. Для того чтобы лучше узнать свою целевую аудиторию, уже недостаточно использовать только традиционные методы ее изучения, необходимо также применять тепловые карты, которые позволяют получить более достоверные данные. Цель автора статьи — описать новые технические средства (айтрекинг, видеоаналитику, тепловые карты) и их возможности. Описан ряд преимуществ применения современных технических средств при изучении поведения посетителей. Рассматривается отечественный и зарубежный опыт популярных музеев. В ходе исследования автор приходит к выводу, что только комплексный подход, который выражается в сочетании традиционных методов и современных технических средств, позволяет получить более точные данные и узнать истинные потребности посетителей.

Ключевые слова:

музейная социология, айтрекинг, видеоаналитика, тепловые карты, изучение посетителей, музейная аудитория, музейная экспозиция

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Анциперова М. 2017. Музей. Пространство внимания. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. URL: http://heatmap.arts-museum.ru/ (дата обращения: 10.04.2023).

Артемьева В. 2020. Смотри мне в глаза. Что такое айтрекинг, или Как музеи изучают своих посетителей. URL: https://novayagazeta-ru.turbopages.org/novayagazeta.ru/s/articles/2020/05/22/85491-smotri-mne-v-glaza (дата обращения: 09.04.2023).

Ахтамзян Н. И., Амир И. А. 2023. Айтрекинг в музее. URL: https://itmus.art/eye (дата обращения: 09.04.2023).

Ахтамзян Н. И., Куликова М. В. 2023. Экспозиция глазами посетителя. Комплексное айтрекинг-исследование в Биологическом музее им. Тимирязева. URL: https://itmus.art/bm (дата обращения: 10.04.2023).

Ахтамзян Н. И., Черненко В. В. 2020. Современные технические средства изучения поведения посетителей при восприятии экспозиции. Общество: философия, история, культура 78: 82–86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnicheskie-sredstva-izucheniya-povedeniyaposetiteley-pri-vospriyatii-ekspozitsii (дата обращения: 09.04.2023).

Клюев Ю. В. 2009. Культурообразующий маркетинг. Вопросы культурологии 1: 55–56. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12875580 (дата обращения: 09.04.2023).

Равикович Д. А. (сост.). 1981. Актуальные проблемы музейного строительства: (Музей и посетитель). М.: НИИ культуры.

Розенталь Л. В. (ред). 1928. Изучение музейного зрителя: Сборник Методическо-просветительного отдела. М.

Феоктистова С. Э. 2023. Аудитория музеев в цифровую эпоху. URL: http://mmbook-hse.ru/books/27/sections/207/ (дата обращения: 10.04.2023).

Юренева Т. Ю. 2020. Изучение музейной аудитории: социологические исследования 1920–1930-x гг. Культурное наследие России 4: 47–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-muzeynoyauditorii-sotsiologicheskie-issledovaniya-1920-h-1930-h-gg (дата обращения: 30.04.2023).

Юхневич М. Ю. 2001. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. М.: Министерство культуры РФ; Рос. ин-т культурологии.

References

Akhtamzian N. I., Amir I. A. 2023. Eytracking in the museum. Available at: https://itmus.art/eye (accessed: 09.04.2023). (In Russian)

Akhtamzian N. I., Chernenko V. V. 2020. Modern technical means of studying the behavior of visitors in the perception of the exposition. Obshchestvo: Filosofiia, istoriia, kul’tura 78: 82–86. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnicheskie-sredstva-izucheniya-povedeniya-posetiteleypri-vospriyatii-ekspozitsii (accessed: 09.04.2023). (In Russian)

Akhtamzian N. I., Kulikova M. V. 2023. The exposition through the eyes of the visitor. Comprehensive eyetracking research at the Biological Museum named after Timiryazev. Available at: https://itmus.art/bm (accessed: 10.04.2023). (In Russian)

Antsiperova M. 2017. Museum. The space of attention. The Pushkin State Museum of Fine Arts. Available at: http://heatmap.arts-museum.ru/ (accessed: 10.04.2023). (In Russian)

Artem’eva V. 2020. Look into my eyes. What is eyetracking, or How museums study their visitors. Available at: https://novayagazeta-ru.turbopages.org/novayagazeta.ru/s/articles/2020/05/22/85491-smotri-mne-vglaza(accessed: 09.04.2023). (In Russian)

Feoktistova S. E. The audience of museums in the digital age. Available at: http://mmbook-hse.ru/books/27/sections/207/ (accessed: 10.04.2023). (In Russian)

Iukhnevich Iu. 2001. I’ll take you to the museum: Textbook on museum pedagogy. Moscow: Ministerstvo kul’tury RF Publ.; Rossiiskii Institut Kul’turologii Press. (In Russian)

Iureneva T. Iu. 2020. The study of the museum audience: Sociological studies of the 1920–1930s. Kul’turnoe nasledie Rossii 4: 47–54. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-muzeynoy-auditoriisotsiologicheskie-issledovaniya-1920-h-1930-h-gg (accessed: 30.04.2023). (In Russian)

Kliuev Iu. V. 2009. Culture-forming marketing. Voprosy kul’turologii 1: 55–56. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12875580 (accessed: 09.04.2023). (In Russian)

Ravikovich D. A. (comp.). 1981. Actual problems of museum construction: (Museum and visitor). Moscow: NII kul’turologii Press. (In Russian)

Rozental’ L. V. (ed.). 1928. The study of the museum viewer: A collection of Methodological and educational department. Moscow: Gosudarstvennaia tret’iakovskaia galereia Press. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

21.05.2024

Как цитировать

Киюцина, И. С. (2024). Применение современных технических средств для изучения поведения посетителей в музее. Вопросы музеологии, 14(2), 239–246. https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.208

Выпуск

Раздел

Музейное образование и образование в музее