Музей как идеальное явление

Авторы

  • Григорий Иванович Герасимов Тульский государственный музей оружия, Российская Федерация, 300002, Тула, ул. Октябрьская, 2 https://orcid.org/0000-0003-4479-2620

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112

Аннотация

В статье с теоретических позиций идеалистического подхода объясняются некоторые основополагающие проблемы музея как идейно-культурного феномена. Автор исходит из положения о том, что человек — главный и единственный источник культуры, которую он творит на основе предварительно созданной идеи, воплощенной в культурный объект. Одним из результатов идейной творческой деятельности человеческого сознания является феномен музея. Современный музей создан идеями Просвещения. Каждая идея, на основе которой создан определенный музей или музейное направление, имеет конкретного создателя. Эти идеи определяют смысл и содержание музея. Без их понимания невозможно понять музей, его наполнение и экспозицию. Содержание идей, создающих музеи, тесно связано с господствующим мировоззрением, а также с отдельными идейными системами — идеологиями, что приводит к неизбежному переформатированию музеев при смене мировоззренческих парадигм, крахе идеологий. Все музеи вынуждены меняться при разочаровании общества в тех идеях, которые положены в основание музейных собраний и экспозиций. Наиболее отчетливо это можно наблюдать на примере исторических музеев, меняющих экспозиции при каждом значимом мировоззренческом повороте общества, вынужденном создавать новое прошлое. Музей, как любое человеческое творение, относится к категории субъективно-объективной реальности, которая во всей своей полноте существует только в совокупности с человеческим сознанием, создающим и воспринимающим такую объективно существующую реальность. Без человека и вне его сознания не существует ни музея, ни музейного предмета. Музейная реальность получает свой смысл, содержание, значение и ценность только в сознании создавшего и воспринявшего ее человека. Изучая музей как явление, нужно изучать прежде всего человека, его создавшего, и человека, его воспринимающего. Человек, а не музей, должен стать предметом музеологии как науки.

Ключевые слова:

музеология, идеалистический подход к истории, идеализм, музей, субъективно-объективная реальность, музейный предмет

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Diderot D. 1765. Louvre. Encyclopédie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers. Vol. 9. Paris: Briasson: 706–707.

Ананьев В.Г. 2018. История зарубежной музеологии: идеи, люди, институты. М.: Памятники исторической мысли.

Вернадский В.И. 1988. Философские мысли натуралиста. М.: Наука.

Герасимов Г.И. 2017. Идеалистический подход к истории. Исторический журнал: научные исследования 5: 21–36.

Герасимов Г.И. 2018. Идеалистический подход к истории: основы теории. [Б.м.]: Издательские решения.

Герасимов Г.И. 2019. Мировоззренческие основы истории России (середина XIX — начало XX в.). Тула: Третий путь.

Калитина Н.Н. 1992. Великая французская революция и создание национальных художественных музеев Франции (1789–1799). Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2: История, языкознание, литературоведение 2 (9): 15–21.

Менш П. ван 2014. К методологии музеологии. Вопросы музеологии 1 (9): 15–291.

Пиотровский М. Б. (ред.), 2014. Философия музея. Учеб. пособие. М.: Инфра-М.

Поляков Т.П. 2018. Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. М.: Институт наследия.

Странский З. 1991. Понимание музееведения. Музеи мира. Сб. науч. тр. М.: НИИ культуры: 92–135.

Федоров Н.Ф. 1995. Из философского наследия. М.: [Б.и.].

Шола Т.С. 2013. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов. Тула: Музей усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна».

Юренева Т. Ю. 2004. Музееведение. Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический проект.

References

Anan’ev V.G. 2018. History of Foreign Museology: Ideas, People, Institutions. Moscow: Pamyatniki istoriches koi mysli Publ. (In Russian)

Diderot D. 1765. Louvre. Encyclopédie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers. Vol. 9. Paris: Briasson: 706–707.

Fedorov N.F. 1995. From the Philosophical Heritage. Moscow: [without publ.]. (In Russian)

Gerasimov G.I. 2017. An Idealistic Approach to History. Istoricheskii zhurnal: nauchnye issledovaniia 5: 21–36. (In Russian)

Gerasimov G.I. 2018. An Idealistic Approach to History: Fundamentals of Theory. [S.l.]: Izdatel’skie resheniia Publ. (In Russian)

Gerasimov G.I. 2019. Worldview Principles of the History of Russia (mid-19th — early 20th century). Tula: Tretii put’ Publ. (In Russian)

Kalitina N.N. 1992. The Great French Revolution and the Creation of the National Art Museums of France (1789–1799). Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 2: Istoriia, iazykoznanie, literaturovedenie 2 (9): 15–21. (In Russian)

Mensch P. van 2014. Оn the Methodology of Museology. Voprosy muzeologii 1 (9): 15–291. (In Russian)

Piotrovskii M. B. (ed.). 2014. Museum Philosophy. Tutorial. Moscow: Infra-M Publ. (In Russian)

Poliakov T.P. 2018. Museum Exposition: Methods and Technologies for Updating Cultural Heritage. Moscow: Institut naslediia Publ. (In Russian)

Šola T. S. 2013. Eternity No Longer Lives Here: Explanatory Dictionary of Museum Sins. Tula: Muzei-usad’ba L.N.Tolstogo «Iasnaia poliana» Publ. (In Russian)

Stransky Z. 1991. Understanding Museum Studies. Muzei mira. Sb. nauch. tr. Moscow: NII kul’tury Publ.: 92–135. (In Russian)

Vernadskii V.I. 1988. Naturalist Philosophical Thoughts. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Yureneva T. Yu. 2004. Museology. High school textbook, 2nd ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2020

Как цитировать

Герасимов, Г. (2020). Музей как идеальное явление. Вопросы музеологии, 11(1), 119–132. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.112

Выпуск

Раздел

Дискуссии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)