Музей как основа «школы»: Дюссельдорфская картинная галерея и дюссельдорфская школа живописи

Авторы

  • Татьяна Евгеньевна Савицкая Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева, Российская Федерация, 410031, Саратов, ул. Первомайская, 75

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.105

Аннотация

В статье показывается влияние Дюссельдорфской картинной галереи (1714–1805) на возникновение дюссельдорфской школы живописи — одной из ведущих европейских школ XIX в. Кратко рассматривается история создания и формирования коллекции, характеризуется деятельность основателя картинной галереи Иоганна Вильгельма (1658–1716) как реформатора музейного дела. Анализируется состав коллекции, в качестве ее особенности отмечается существенное преобладание работ нидерландской школы. Особое внимание уделяется деятельности галереи в последней трети столетия, когда она становится настоящим культурным центром. В 1770 г. при ней была открыта публичная библиотека для нужд простого сословия и студентов; галерея превратилась в одну из самых известных и часто посещаемых иностранцами в немецкоязычном пространстве. Отмечается, что в первую очередь галерея была учебным центром для художников Дюссельдорфской академии художеств (1773). После того как по решению Венского конгресса Дюссельдорф вошел в состав Прусского королевства, начался ее новый этап — уже в качестве Королевской академии художеств. Это произошло в 1819 г., который официально считается годом возникновения дюссельдорфской школы живописи. В сфере ее влияния оказалась и Россия, в том числе и Саратов, где художником А. П. Боголюбовым был основан Радищевский музей. На примере Дюссельдорфской галереи автор показывает важность музея как собрания образцов, базы для возникновения «школы» в двух значениях — учебного заведения и развития художественной традиции.

Ключевые слова:

Дюссельдорфская картинная галерея, дюссельдорфская школа живописи, XVIII в., художественные собрания, А. П. Боголюбов, Саратовский художественный музей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Криводенченков С. В. 2004. Пейзажные школы России и Германии в период становления реалистической картины. Россия — Германия. Пространство общения: Материалы X Царскосельской научной конференции. СПб.: ГМЗ «Царское село»: 247–255.

Юденкова Т. 2012. Другой Третьяков: Судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи. М.: Арт-Волхонка.

Baumgartel B. 2011. Die Dusseldorfer Malerschule und ihre internationale Ausstrahlung 1819–1918. Dusseldorf: Imhof.

Brink S., Wismer B. 2013. Akademie. Sammlung. Krahe. — Eine Kunstlersammlung fur Kunstler. Dusseldorf: Deutscher Kunstverlag.

Deshmukh M. F. 1983. Between Tradition and Modernity: The Dusseldorf Art Academy in Early Nineteenth Century Prussia. German Studies Review, vol. 6, no. 3 (Oct. 1983): 439–473.

Koch S. 2015. Die Dusseldorfer Gemaldegalerie. Tempel der Kunst. Die Geburt des offentlichen Museums in Deutschland 1701–1815. (Hrsg. Savoy B.). Koln: Bohlau Verlag: 151–195.

Quaeitzsch, C. 2016. Die kurfurstlich — bayerische Gemaldesammlung. La galerie electorale Dusseldorf 1778. Furstenglanz die Macht der Pracht. Wien: Belvedere. Katalog der Ausstellung: 154–163.

Schwingenstein Ch. 1982. Langer, Johann Peter von. Neue Deutsche Biographie 13. Berlin: Duncker & Humblot: 591–593. Deutsche Biographie. URL: https://www.deutsche-biographie.de/ppn116720166.html (дата обращения: 15.08.2020).

Spassky N. 1985. American Paintings in the Metropolitan Museum of Art. Vol. II: A Catalogue of Works by Artists Born between 1816 and 1845. New York: The Metropolitan Museum of Art.

Steger D. 2017. Die Dusseldorfer Malerschule im 19. Jahrhundert. Portal Rheinische-Geschichte. URL: http://www.rheinische-geschichte.lvr.de/Epochen-und-Themen/Themen/die-duesseldorfer-malerschuleim-19.-jahrhundert/DE-2086/lido/57d1295fefdcc4.18641232 (дата обращения: 15.08.2020).

References

Baumgartel B. 2011. Die Dusseldorfer Malerschule und ihre internationale Ausstrahlung 1819–1918. Dusseldorf: Imhof.

Brink S., Wismer B. 2013. Akademie. Sammlung. Krahe. — Eine Kunstlersammlung fur Kunstler. Dusseldorf: Deutscher Kunstverlag.

Deshmukh M. F. 1983. Between Tradition and Modernity: The Dusseldorf Art Academy in Early Nineteenth Century Prussia. German Studies Review, vol. 6, no. 3 (Oct. 1983): 439–473.

Koch S. 2015. Die Dusseldorfer Gemaldegalerie. Tempel der Kunst. Die Geburt des offentlichen Museums in Deutschland 1701–1815. (Hrsg. Savoy B.). Koln: Bohlau Verlag: 151–195.

Krivodenchenkov S. V. 2004. Landscape schools of Russia and Germany in the period of formation of a realistic picture. Rossiya — Germaniya. Prostranstvo obshcheniya. St. Petersburg: GMZ „Tsarskoye Selo“ Publ.: 247–255. (In Russian)

Quaeitzsch C. 2016. Die kurfurstlich- bayerische Gemaldesammlung. La galerie electorale Dusseldorf 1778. Furstenglanz die Macht der Pracht. Wien: Belvedere. Katalog der Ausstellung: 154–163.

Schwingenstein Ch. 1982. Langer, Johann Peter von. Neue Deutsche Biographie 13. Berlin: Duncker & Humblot: 591–593. Deutsche Biographie. URL: https://www.deutsche-biographie.de/ppn116720166.html (accessed: 15.08.2020).

Spassky N. (Hrsg.) 1985. American Paintings in the Metropolitan Museum of Art. Vol. II: A Catalogue of Works by Artists Born between 1816 and 1845. New York: The Metropolitan Museum of Art.

Steger D. 2017. Die Dusseldorfer Malerschule im 19. Jahrhundert. Portal Rheinische-Geschichte. Available at: http://www.rheinische-geschichte.lvr.de/Epochen-und-Themen/Themen/die-duesseldorfer-malerschule-im-19.-jahrhundert/DE-2086/lido/57d1295fefdcc4.18641232 (accessed: 15.08.2020).

Yudenkova T. 2012. Another Tretyakov: The fate and collection of one of the founders of the Tretyakov Gallery. Moscow: Art-Volkhonka Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

01.09.2021

Как цитировать

Савицкая, Т. Е. (2021). Музей как основа «школы»: Дюссельдорфская картинная галерея и дюссельдорфская школа живописи. Вопросы музеологии, 12(1), 48–57. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.105

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции