Педагогическая и наставническая деятельность слепого писателя Василия Ерошенко как предмет исследования в работе мемориального музея

Авторы

  • Татьяна Станиславовна Новикова Дом-музей В. Я. Ерошенко, Российская Федерация, 309545, Белгородская обл., с. Обуховка, ул. Ерошенко, 15
  • Татьяна Александровна Захарова Дом-музей В. Я. Ерошенко, Российская Федерация, 309545, Белгородская обл., с. Обуховка, ул. Ерошенко, 15

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2024.110

Аннотация

В статье рассматривается деятельность писателя-символиста, профессионального тифлопедагога и мудрого наставника Василия Яковлевича Ерошенко (12.01.1890–23.12.1952) как одно из приоритетных направлений работы Дома-музея В. Я. Ерошенко на его родине — в Старооскольском крае. Писатель, уроженец села Обуховка Старооскольского уезда Курской губернии (ныне Старооскольского района Белгородской области), жил и работал, в том числе создавал школы для инвалидов по зрению, в разных странах мира. Ослепший в раннем возрасте, он как никто другой понимал проблемы слепых и всю свою жизнь учился, занимался самообразованием, благодаря этому смог добиться успехов в разных сферах деятельности. Новаторский педагогический метод Василия Яковлевича приносил действенные плоды, его воспитанники смогли жить полноценной жизнью и приносить посильную пользу обществу. Авторы статьи освещают главные аспекты мировоззрения писателя, направленные на создание школ для незрячих. Главным делом своей жизни В. Я. Ерошенко считал школу-интернат для слепых в Туркмении. В статье приводятся воспоминания его благодарных учеников. Воспоминания хранятся в фондах Старооскольского краеведческого музея, они написаны живым языком. Можно представить, каким чутким и замечательным педагогом был В. Я. Ерошенко. Его уникальная педагогическая методика, неординарные организаторские способности мотивировали инвалидов к полноценной жизни. Одним из приоритетных направлений в деятельности литературно-мемориального Дома-музея В. Я. Ерошенко является популяризация подвижнической жизни и уникального литературного и педагогического опыта писателя и наставника. Сотрудники дома-музея имеют опыт в создании и реализации проектов, направленных на социо-культурную реабилитацию инвалидов по зрению, тем самым они продолжают миссию самого Ерошенко. Обосновывается целесообразность транслирования такого опыта. Сделан вывод, что результаты данного исследования актуальны и востребованы в современных музейных реалиях.

Ключевые слова:

Дом-музей В. Я. Ерошенко, незрячий тифлопедагог, наставник, Василий Яковлевич Ерошенко, школы для незрячих, педагогическая методика

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бурик Т. Б., Плотникова Т. Г., Баландин Д. И. 2010. Человек мира: 120-летию Василия Яковлевича Ерошенко посвящается. Старый Оскол: Колорит.

Захарова Т. А., Новикова Т. С. 2022. Ерошенко В. Я. Дом-музей. Бак Д. П., Воронцова Е. А., Орлов Э. Д. (ред.). Литературные музеи России: энциклопедия в 2 т. М.: Гос. музей истории русской литературы им. В. И. Даля. Т. 1: 351.

References

Burik T. B., Plotnikova T. G., Balandin D. I. 2010. Man of the world: dedicated to the 120th anniversary of Vasily Yakovlevich Eroshenko. Stary Oskol: Kolorit Publ. (In Russian)

Zakharova T. A., Novikova T. S. 2022. Eroshenko V. Ya. House Museum. Buck D. P., Vorontsova E. A., Orlov E. D. (eds). Literaturnye muzei Rossii: entsiklopediia in 2 vols. Moscow: Gosudarstvenny muzei istorii russkoi literatury im. V. I. Dalia Publ. Vol. 1: 351. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.10.2024

Как цитировать

Новикова, Т. С., & Захарова , Т. А. (2024). Педагогическая и наставническая деятельность слепого писателя Василия Ерошенко как предмет исследования в работе мемориального музея. Вопросы музеологии, 15(1), 105–126. https://doi.org/10.21638/spbu27.2024.110

Выпуск

Раздел

Персоналии