Принципы экспонирования этнографических коллекций на экспозиции Кунсткамеры Императорской академии наук XVIII в.

Авторы

  • Маргарита Федоровна Хартанович Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 3 https://orcid.org/0000-0002-7236-6963
  • Мария Валерьевна Хартанович Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 17 https://orcid.org/0000-0002-8174-9421

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.206

Аннотация

Экспозиция Кунсткамеры Императорской академии наук XVIII в. была организована по принципу универсального, всеобъемлющего представления окружающего мира через вещевые памятники. Наряду с естественно-историческими коллекциями в Кунсткамере показывались предметы, связанные с традиционной духовной и материальной культурой различных народов. Входя в структуру Императорской академии наук, Кунсткамера была своего рода публичной частью деятельности академиков, отражая развитие научного знания в определенной области через принципы организации предметов, их трактовки. В настоящей статье анализируются этапы экспонирования предметов традиционной культуры, их взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием научного интереса к «описанию народов». В первые десятилетия публичности Кунсткамеры (1730–1740-е гг.) предмет традиционной культуры какого-либо народа экспонировался по признаку своего функционального назначения. Преимущественно это были предметы культуры народов за пределами Российской империи. Масштабные экспедиционные географические исследования России, начатые Петром I и продолженные при следующих правителях, значительно пополнили корпус сведений и материалов, хранившихся и изучавшихся в Императорской академии наук. Этнографические предметы, представлявшие культуру народов Российской империи, служили очевидным свидетельством обширности и богатства территориальных владений. Государственную «публикацию» этнографические собрания получили во время этнографического карнавала, устроенного по случаю торжеств заключения мирного договора с Османской империей во время правления императрицы Анны Иоанновны. С конца 1740-х гг. благодаря государственным научным экспедициям собирание этнографических предметов приобретает системный, классификационный характер, что содействует достоверному отражению системы организации жизнеобеспечения определенного народа в определенных территориальных условиях. Существенной частью «описания народов» становятся данные по морфологическим особенностям внешнего облика различных народов. На экспозиции Кунсткамеры они воспроизводились через скульптурные реконструкции усредненного облика представителя какого-либо народа. В основе организации предметов на экспозиции находились достоверные сведения, полученные преимущественно в экспедициях ученых. К последним десятилетиям XVIII в. этнографическая экспозиция Кунсткамеры Императорской академии наук была результатом комплексного научного подхода к представлению разнообразия культур народов Российской империи.

Ключевые слова:

Кунсткамера, этнографическая экспозиция, этнографические коллекции, манекен

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Беляев О. 1800. Кабинет Петра Великого. Ч. II. СПб.: Печатано в Императорской типографии.

Копанева Н. П., Чистов Ю. К. (отв. ред.), Хартанович М. Ф., Хартанович М. В. (авт.-сост.). 2014. Летопись Кунсткамеры. 1714–1836. СПб.: МАЭ РАН.

Погосян Е. А. 2001а. «И невозможное возможно»: Свадьба шутов в Ледяном доме как факт официальной культуры. Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение. VI: 80–108.

Погосян Е. А. 2001b. Петр I — архитектор российской истории. СПб.: Искусство.

Радзюн А. Б., Хартанович М. В. 2015. Кунсткамера Петербургской Академии наук XVIII в.: у истоков антропологических знаний в России. Вестник Московского университета. Серия 23: Антропология 2: 114–122.

Синицын А. Ю. 2013. Иоганн Арнольд Штуцер: новые биографические сведения о собирателе японских коллекций Кунсткамеры XVIII в. Кюнеровский сборник: Материалы Восточноазиатских и Юго-Восточноазиатских исследований. 7: 227–234.

Станюкович Т. В. 1953. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л.: Изд-во АН СССР.

Станюкович Т. В. 1955. Художественное убранство и размещение экспозиции Петербургской Кунсткамеры. Сборник МАЭ XVI: 385–400.

Хартанович М. В. 2011. Манекены Кунсткамеры Петербургской Академии наук конца XVIII в. Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2010 г. СПб.: МАЭ РАН: 116–122.

Хартанович М. В. 2019. Принципы собирания этнографических коллекций для Кунсткамеры Императорской Академии наук: от сибирской экспедиции Д. Г. Мессершмидта (1719–1727) до Второй Камчатской экспедиции (1733–1743). Вестник НГУ. Серия: История, филология 18 (5). Археология, этнография: 36–49. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-5-36-49

Чистов Ю. К. 2017. Этнографические коллекции Кунсткамеры (1714–1836): к вопросу об институционализации этнографии как научной дисциплины в России. Уральский исторический вестник 4 (57): 136–143.

Элерт А. Х. 1999. Народы Сибири в трудах Г. Ф. Миллера. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН.


References

Beliaev O. 1800. Peter the Great’s Cabinet. V. II. St. Petersburg: Pechatano v Imperatorskoi tipografii Publ. (In Russian)

Chistov Iu. K. 2017. Ethnographic collections of Kunstkamera (1714–1836): on the problem of institualization ethnography as academic discipline in Russia. Ural’skii istoricheskii vestnik 4 (57): 136–143. (In Russian)

Elert A. Kh. 1999. Peoples of Siberia in the works by G. F. Miller. Novosibirsk: Izdatel'stvo IAET SO RAN Publ. (In Russian)

Khartanovich M. V. 2011. Mannequins of the Academy’s of Sciences Kunstkamera in Petersburg in the late 18th century. Radlovskii sbornik: nauchnye issledovaniia i muzeinye proekty MAE RAN v 2010 g. St. Petersburg: MAE RAN Publ.: 116–122. (In Russian)

Khartanovich M. V. 2019. Principles of gathering the ethnographic collections for the Kunstkamera of the Imperial Academy of Sciences: from the Siberian expediton of D. G. Messerschmidt (1719–1727) till the Second Kamchatka Expedition (1733–1743). Vestnik NGU. Seriia: Istoriia, filologiia 18 (5). Arkheologiia, etnografiia: 36–49. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-5-36-49 (In Russian)

Kopaneva N. P., Chistov Iu. K. (ed.), Khartanovich M. F., Khartanovich M. V. (authors). 2014. Kunstkamera Chronicles. 1714–1836. St. Petersburg: MAE RAN Publ. (In Russian)

Pogosian E. A. 2001a. “Unpossible is possible”: Marriage of the fools in the Ice house as event of official culture. Trudy po russkoi i slavianskoi filologii: Literaturovedenie VI: 80–108. (In Russian)

Pogosian E. A. 2001b. Peter I — architect of Russian history. St. Petersburg: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Radziun A. B., Khartanovich M. V. 2015. Kunstkamera of St. Petersburg Academy of Sciences of the 18th century: at the origins of anthropological knowledge in Russian. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 23: Antropologiia 2: 114–122. (In Russian)

Sinitsyn A. Iu. 2013. Iogann Arnold Shtutser: new biographic data on collector of Japanese collections of the 18th-century Kunstkamera. Kiunerovskii sbornik: Materialy Vostochnoaziatskikh i Iugo-Vostochnoaziatskikh issledovanii 7: 227–234. (In Russian)

Staniukovich T. V. 1953. Kunstkamera of the Academy of Sciences in Petersburg. Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo AN SSSR Publ. (In Russian)

Staniukovich T. V. 1955. Artistic decoration and arrangement of exposition of Petersburg Kunstkamera. Sbornik MAE XVI: 385–400. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

31.12.2020

Как цитировать

Хартанович, М. Ф., & Хартанович, М. В. (2020). Принципы экспонирования этнографических коллекций на экспозиции Кунсткамеры Императорской академии наук XVIII в. Вопросы музеологии, 11(2), 210–218. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.206

Выпуск

Раздел

История, теория и практика музейной экспозиции