Китайская фарфоровая пластика 1950-х гг. как предмет частного коллекционирования

Авторы

  • Ван Юй Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48
  • Ляо Чжендин Педагогический университет Цзянси, Китайская Народная Республика, 330022, провинция Цзянси, Наньчан, пр. Цзыян, 99

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.108

Аннотация

Фарфор в Китае на протяжении веков являлся излюбленным предметом коллекционирования, однако стоимость древнего фарфора и изделий государственных мастерских была баснословной, поэтому частные коллекционеры не могли позволить себе их покупку. В 1950-е гг. ситуация коренным образом изменилась: в это время сложился новый феномен в искусстве — мелкая фарфоровая пластика, которая получила особое значение; ее художественный язык отличался оригинальностью, она прекрасно дополняла мебель и сочеталась с окружающей средой, получив благодаря этому признание коллекционеров. Являясь предметом национального наследия, она оказалась доступной для широкого круга любителей фарфорового искусства. В XXI в. частное коллекционирование предметов культурного наследия поощряется правительством КНР и получает все большее внимание со стороны общественности. Кроме того, последние годы характеризуются проявлением «знаточеского» интереса к изделиям фарфора второй половины ХХ в., в том числе и к произведениям, не следующим традиционным художественным концепциям. Настоящая статья посвящена рассмотрению частных современных коллекций мелкой фарфоровой пластики 1950-х г. в Китае. Целью статьи является рассмотрение коллекционной и художественной ценности фарфоровой пластики 1950-х гг., а также выявление предпочтений, определение направлений и причин ее частного коллекционирования. В работе предпринимается попытка изучить и проанализировать деятельность таких китайских покровителей фарфора, как У Хуафэн, Тао Чжаоцин и Дэн Цинфу, которые приложили значительные усилия для поиска, сбора и изучения предметов китайского фарфорового искусства, а также сделали немалый вклад в основание и становление различных учреждений и музеев, предметом исследования и коллекционирования которых является фарфоровая пластика. Анализ экспонатов трех коллекций призван пролить свет на дальнейшие направления и выявить перспективы развития коллекционной и исследовательской деятельности в области мелкой фарфоровой пластики Китая 1950-х гг.

Ключевые слова:

коллекция, коллекционирование, фарфор, интерьерная пластика, коллекции фарфора, Китай

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Е М. 2011. Впечатление от коллекций современной керамики Цзиндэчжэня. Керамика Цзиндэчжэня 4: 155–161 (叶明.《景德镇现代陶瓷收藏感悟》[J]. 景德镇陶瓷. 2011, 4: 155–161). (На кит. яз.)

Лю И. 2014. Рассуждения о творчестве и коллекционировании современного фарфора. Исследования фарфора 1: 19–29 (刘艺.《浅论当代艺术陶瓷的创作与收藏》[J]. 陶瓷研究. 2014, 1: 19–29). (На кит. яз.)

Сапанжа О.С., Баландина Н.А. 2019. Советская фарфоровая мелкая пластика в пространстве по вседневной культуры 1950–1960-х годов: к вопросу развития художественных образов. Новое искусствознание. История, теория и философия искусства 1: 64–70.

Чжу С. 2018. Тридцать коллекций фарфора. Предпринимательство Шанхая 4: 44 (朱晓鸿.《陶瓷收 藏三十载》[J]. 上海企. 2018, 4: 44). (На кит. яз.)

References

Liu Y. 2014. Discussions on the Creativity and Collecting of Modern Porcelain. Taoci yanjiu 1: 19–29. (In Chinese)

Sapanzha O. S., Balandina N.A. 2019. Soviet Porcelain Small Plastic in Daily Cultural Space of the 1950s and 1960s: on the Development of Artistic Images. Novoe iskusstvoznanie. Istoriia, teoriia i filosofiia iskusstva 1: 64–70. (In Russian)

Ye M. 2011. Impression of the Collections of Modern Ceramics in Jingdezhen. Jingdezhen taoci 4: 155–161. (In Chinese)

Zhu X. 2018. Thirty Porcelain Collections. Shanghaiqi 4: 44. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

29.09.2020

Как цитировать

Юй, В., & Чжендин, Л. (2020). Китайская фарфоровая пластика 1950-х гг. как предмет частного коллекционирования. Вопросы музеологии, 11(1), 83–93. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.108

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции