Композиционная модель как инструмент анализа музеефицированных дворцово-парковых ансамблей

Авторы

  • Ольга Сергеевна Сапанжа Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Российская Федерация, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, 48
  • Ван Юй Хайнаньский университет, Китайская Народная Республика, 570228, провинция Хайнань, город Хайкоу, проспект Жэнь Минь, 58

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.202

Аннотация

В центре внимания статьи — проблема междисциплинарных исследований в области музеологии. Обращение к методам корпуса гуманитарных и общественных наук для музеологии является вполне привычной практикой. Так, для исследования художественных музеев (коллекций, фондовой и экспозиционно-выставочной работы) эффективно используются методы искусствоведения. В статье предлагается вариант периодизации истории музеефикации дворцово-парковых ансамблей России и Китая. Выделяются следующие этапы: начальный (дворцово-парковые комплексы выполняли утилитарно-бытовые функции для членов императорской или царской семьи и аристократии, являлись закрытыми частными зонами); переходный (закрытые прежде дворцы и парки императорской и аристократических семей были национализированы и превратились в общедоступные пространства); период упадка (культурное наследие подверглось значительным разрушениям в ходе Второй мировой войны и культурной революции); этап подъема (связан с процессами международной интеграции музейных институций). Отмечается, что изучение дворцово-парковых ансамблей идет по трем самостоятельным направлениям: музееведческие исследования (вопросы организации музеев, хранения, экспонирования); искусствоведческие исследования (изучение садово-паркового искусства, преимущественно прошлого); ландшафтное проектирование. Их объединение является важной методологической задачей. Далее обосновывается возможность использования категорий искусствоведения в музеологии. В центре внимания оказывается категория «композиционная модель». Композиционная модель — это инструмент искусствоведческого анализа, теоретически созданный объект, отражающий существенные признаки произведения (комплекса произведений). В его основе лежит представление о типе композиции, позволяющее объединить ряд произведений на базе основе общих признаков, которые могут быть типологизированы. В статье предлагается авторская концепция типологии композиционных моделей. Рассматриваются структурная и образная композиционные модели, с помощью которых возможно объяснить выбор стратегии музеефикации объекта. При существенных отличиях в истории и структуре дворцово-парковых ансамблей России и Китая в ХХ в. развитие процессов музеефикации демонстрирует сходные черты, что позволяет типологизировать группы объектов в рамках предложенной концепции.

Ключевые слова:

музей, музеология, музеефикация, композиционная модель, дворцово-парковый ансамбль

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

王小回 中国传统建筑文化审美欣赏,北京:社会科学文献出版社,2009年。395页。Сяохуэй Ван. 2009. Эстетическое восприятие китайской традиционной архитектурной культуры. Пекин: Издательство научной документации по социальным наукам.

Каулен М.Е. 2012. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна.

Никифорова Л.В. 2011. Чертоги власти: Дворец в пространстве культуры. СПб., Искусство.

References

Wáng xiǎo huí zhōng guó chuán tǒng jiàn zhù wén huà shěn měi xīn shǎng, běi jīng: shè huì kē xué wén xiàn chū bǎn shè, 2009, nián, 395 yè. Wang Xiaohui. 2009. [Aesthetic perception of Chinese traditional architectural culture]. Beijing: Social Science Documentation Publishing House. (In Chineese).

Kaulen M.E. 2012. Muzeefikazia istoriko-kulturnogo nasledia Rossii Museification of the Historical and Cultural Heritage of Russia]. Moscow: Eterna Publ. (In Russian

Nikiforova L.V. 2011. Chertogi vlasty. Dvoretz v prostranstve kltury [The halls of power: the Palace in the space of culture]. St. Petersburg: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

11.04.2019

Как цитировать

Сапанжа, О. С., & Юй, В. (2019). Композиционная модель как инструмент анализа музеефицированных дворцово-парковых ансамблей. Вопросы музеологии, 9(2), 154–161. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.202

Выпуск

Раздел

Теоретические основы музеологии