Фарфоровая интерьерная пластика 1950-х гг. в собраниях музеев Китая

Авторы

  • Ван Юй Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48 https://orcid.org/0000-0002-1852-5804
  • Ляо Чжэндин Педагогический университет Цзянси, Китайская Народная Республика, 330022, провинция Цзянси, Наньчан, пр. Цзыян, 99

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.106

Аннотация

В новых исторических условиях, сложившихся в китайском обществе после образования Китайской Народной Республики, изменились и задачи, стоящие перед фарфоровым производством, традиции которого в Китае насчитывают много сотен лет. Мастера, занимавшиеся изготовлением произведений из фарфора, в 1950-х гг. включились в процесс поиска новых форм интерьерной пластики. Многие из созданных ими образцов представляют собой заметную веху в истории искусства Китая и в настоящее время входят в состав крупнейших национальных музейных собраний. В статье на примере трех эталонных памятников, созданных разными мастерами и происходящих из трех различных музеев КНР, дается характеристика основных тенденций развития и стилистических особенностей фарфорового искусства, характерных для середины ХХ столетия. Речь идет о Музее керамики и фарфора Китая, расположенном в городе Цзиндэчжэнь; Музее изобразительных искусств Китая в Пекине, который специализируется на коллекционировании, исследовании и демонстрации творчества китайских художников нового и новейшего периодов; а также Музее народного искусства провинции Гуандун, который осуществляет коллекционирование, исследование и демонстрацию произведений китайского народного творчества. Собрания всех перечисленных музеев включают в себя коллекции фарфора, в том числе интерьерной пластики 1950-х гг. Три выбранных для анализа произведения представляют собой парные композиции, созданные либо на основе традиционных мифологических сюжетов, либо в качестве бытовых зарисовок: «Старик и ребенок с персиком» Цзэн Луншэна, «Добрая тетушка из коммуны» Чжоу Гочжэня и «Пятнадцать монет» Линь Хунси. Изначально предназначавшиеся для украшения жилых помещений, рассматриваемые работы в современных условиях, когда значение предметов фарфоровой пластики в организации жизненного пространства существенно снизилось, выступают в качестве своеобразных художественных документов эпохи, зафиксировавших изменение роли и места интерьерного фарфора в культуре и повседневном быте китайского народа.

Ключевые слова:

история фарфора, коллекции фарфора, фарфоровая пластика, интерьерная пластика, китайский фарфор, музейные собрания

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Дуань Б., Дуань В. 2019. Краткий обзор коллекции и инвестиционной ценности фарфоровой скульптуры нового Китая. Хунань: Изд-во журнала «Наука и искусство керамики». (段步仁、段巍 峰.《浅论新中国陶瓷雕塑的收藏与投资价值》 [Z]. 2019).

Лэй Я. 2017. Непрерывное совершенствование: к вопросу о художественном стиле фарфоровых произведений Чжоу Гочжэня. Хэфэй: Редакция журнала «Художественно-педагогические исследования». (雷雅彦.精益求精——周国桢的陶瓷艺术风格论 [D]. 合肥.美术教育研究杂志社. 2017).

Лю Ю. 1992. Избранные произведения цзиндэчжэньского фарфора. Пекин: Изд-во культуры и искусства. (刘远长.《景德镇瓷雕作品选》[J].北京.文化艺术出版社. 1992).

References

Duan B., Duan W. 2019. A brief overview of the collection and investment value of New China porcelain sculpture. Hunan: Ceramic Science and Art Magazine Press. (In Chinese)

Lei Y. 2017. Continuous improvement: on the artistic style of Zhou Guozhen’s porcelain works. Hefei: Editorial board of Artistic and pedagogical research magazine. (In Chinese)

Liu Y. 1992. Selected works of Jingdezhen porcelain. Beijing: Culture and art Publ. (In Chinese)

Загрузки

Опубликован

01.09.2021

Как цитировать

Юй, В., & Чжэндин, Л. (2021). Фарфоровая интерьерная пластика 1950-х гг. в собраниях музеев Китая. Вопросы музеологии, 12(1), 58–67. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.106

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции