Фарфоровая интерьерная пластика 1950-х гг. в собраниях музеев Китая
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.106Аннотация
В новых исторических условиях, сложившихся в китайском обществе после образования Китайской Народной Республики, изменились и задачи, стоящие перед фарфоровым производством, традиции которого в Китае насчитывают много сотен лет. Мастера, занимавшиеся изготовлением произведений из фарфора, в 1950-х гг. включились в процесс поиска новых форм интерьерной пластики. Многие из созданных ими образцов представляют собой заметную веху в истории искусства Китая и в настоящее время входят в состав крупнейших национальных музейных собраний. В статье на примере трех эталонных памятников, созданных разными мастерами и происходящих из трех различных музеев КНР, дается характеристика основных тенденций развития и стилистических особенностей фарфорового искусства, характерных для середины ХХ столетия. Речь идет о Музее керамики и фарфора Китая, расположенном в городе Цзиндэчжэнь; Музее изобразительных искусств Китая в Пекине, который специализируется на коллекционировании, исследовании и демонстрации творчества китайских художников нового и новейшего периодов; а также Музее народного искусства провинции Гуандун, который осуществляет коллекционирование, исследование и демонстрацию произведений китайского народного творчества. Собрания всех перечисленных музеев включают в себя коллекции фарфора, в том числе интерьерной пластики 1950-х гг. Три выбранных для анализа произведения представляют собой парные композиции, созданные либо на основе традиционных мифологических сюжетов, либо в качестве бытовых зарисовок: «Старик и ребенок с персиком» Цзэн Луншэна, «Добрая тетушка из коммуны» Чжоу Гочжэня и «Пятнадцать монет» Линь Хунси. Изначально предназначавшиеся для украшения жилых помещений, рассматриваемые работы в современных условиях, когда значение предметов фарфоровой пластики в организации жизненного пространства существенно снизилось, выступают в качестве своеобразных художественных документов эпохи, зафиксировавших изменение роли и места интерьерного фарфора в культуре и повседневном быте китайского народа.
Ключевые слова:
история фарфора, коллекции фарфора, фарфоровая пластика, интерьерная пластика, китайский фарфор, музейные собрания
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.