К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска)

Авторы

  • Екатерина Владимировна Саяпарова Иркутский государственный университет, Российская Федерация, 664025, Иркутск, ул. Чкалова, 2

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.112

Аннотация

Статья представляет собой исследование, проведенное в рамках научных интересов автора, которые посвящены изучению музейной истории и музееведческих дисциплин в целом, и отражает основные тенденции школьной музейной грамотности в отдельно взятом школьном коллективе. Цель данного исследования — привлечь внимание к проблеме низкого уровня заинтересованности школьников в изучении истории страны, отраженной в музейных экспонатах. В статье приводятся данные анкетирования, проведенного среди школьников 5–8-х классов, анализ которого позволяет сделать вывод о недостаточной подготовке школьников в области культурно-исторических знаний. Отрицание либо неприятие важности образования, направленного на осознание ценности прошлого как своего региона, своей страны, так и других стран, т. е. мирового опыта развития общества, безусловно, подрывает и такой краеугольный камень в воспитании, как формирование патриотизма и утверждение гражданской позиции в подрастающем поколении. Элементарные базовые знания об историко-культурном наследии и его роли в жизни общества должны не только интегрироваться в школьную программу как теоретические основы, но и подкрепляться практически, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, которую может предоставить музей. Помимо изучения памятников истории и культуры, краеведческого компонента, непременное присутствие в школе музея позволяет открыть достаточно широкое поле деятельности для всех возрастных групп школьников и удовлетворить самые разные их потребности, дополняя, но не подменяя собой программы дополнительного образования, не являясь при этом инструментом принуждения, а основываясь исключительно на энтузиазме и заинтересованности учащихся. Автор полагает, что проблема должна решаться комплексно при содействии управляющих органов и администраций школ посредством привлечения дополнительных ставок для педагогов и выделения бюджетных средств на создание обязательных музейных кружков. Основополагающим должен быть принцип добровольного участия обучающихся в процессе музейного образования, что послужит большей эффективности воспитания в школьниках музейной культуры, нежели метод принудительного введения факультатива по указанной дисциплине.

Ключевые слова:

школьные музеи, школьное образование, краеведение, историко-культурное наследие, экспонаты

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Потягов А. В. 2011. Школьный музей в XXI в.: стратегии и практики первого десятилетия. Ярославский педагогический вестник 3 (1) (Гуманитарные науки): 305–309. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/shkolnyy-muzey-v-xxi-v-strategii-i-praktiki-pervogo-desyatiletiya (дата обращения: 18.09.2018).

Саяпарова Е. В. 2017. История развития школьных музеев Иркутской области: традиции, инновации, современное состояние. Вопросы музеологии 2 (16): 87–96.

Хитьков Н. А. 2015. Школьный музей, его назначение и организация. Киев: Тип. братьев Я. и М. Кушнеровых. URL: https://www.simvolika.org/project15_04.htm (дата обращения: 09.06.2019).

Шуштар Б. 2012. Школьные музеи Европы: многообразие подходов. Вопросы музеологии 2 (6): 80–96.

Юхневич М. Ю. 2007. Образовательный музей: педагогический, школьный, детский. М.: ООО «СТОиК».

Юхневич М. Ю. 1990. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. Методическое пособие. М.: НИИ культуры.

References

Khitʼkov N. А. 2015. School museum, its purpose and organization. Kiev: Tip. Bratʼev Ya. i M. Kushnerovykh. URL: https://www.simvolika.org/project15_04.htm (accessed 09.06.2019). (In Russian)

Potyagov А. V. 2011. School Museum in the 21st Century: Strategies and Practices of the First Decade.Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik 3 (1): 305–309. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/shkolnyymuzey-v-xxi-v-strategii-i-praktiki-pervogo-desyatiletiya (accessed 18.09.2018). (In Russian)

Saiaparova E. V. 2017. The history of the development of school museums in the Irkutsk region: traditions, innovations, modern state. Voprosy muzeologii 2 (16): 87–96. (In Russian)

Shushtar B. 2012. School museums of Europe: Diversity of approaches. Voprosy muzeologii 2 (6): 80–96. (In Russian)

Yukhnevich M. Yu. 2007. Educational Museum: pedagogical, school, for children. Moscow: ООО “STOiK” Publ. (In Russian)

Yukhnevich M. Yu. 1990. Pedagogical, school and children’s museums of pre-revolutionary Russia. Metodicheskoe posobie. Moscow: NII kulʼtury Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.10.2019

Как цитировать

Саяпарова, Е. (2019). К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска). Вопросы музеологии, 10(1), 130–138. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.112

Выпуск

Раздел

Музей и общество