К вопросу о необходимости формирования школьного музейного пространства в регионах (на примере г. Иркутска)
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.112Аннотация
Статья представляет собой исследование, проведенное в рамках научных интересов автора, которые посвящены изучению музейной истории и музееведческих дисциплин в целом, и отражает основные тенденции школьной музейной грамотности в отдельно взятом школьном коллективе. Цель данного исследования — привлечь внимание к проблеме низкого уровня заинтересованности школьников в изучении истории страны, отраженной в музейных экспонатах. В статье приводятся данные анкетирования, проведенного среди школьников 5–8-х классов, анализ которого позволяет сделать вывод о недостаточной подготовке школьников в области культурно-исторических знаний. Отрицание либо неприятие важности образования, направленного на осознание ценности прошлого как своего региона, своей страны, так и других стран, т. е. мирового опыта развития общества, безусловно, подрывает и такой краеугольный камень в воспитании, как формирование патриотизма и утверждение гражданской позиции в подрастающем поколении. Элементарные базовые знания об историко-культурном наследии и его роли в жизни общества должны не только интегрироваться в школьную программу как теоретические основы, но и подкрепляться практически, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, которую может предоставить музей. Помимо изучения памятников истории и культуры, краеведческого компонента, непременное присутствие в школе музея позволяет открыть достаточно широкое поле деятельности для всех возрастных групп школьников и удовлетворить самые разные их потребности, дополняя, но не подменяя собой программы дополнительного образования, не являясь при этом инструментом принуждения, а основываясь исключительно на энтузиазме и заинтересованности учащихся. Автор полагает, что проблема должна решаться комплексно при содействии управляющих органов и администраций школ посредством привлечения дополнительных ставок для педагогов и выделения бюджетных средств на создание обязательных музейных кружков. Основополагающим должен быть принцип добровольного участия обучающихся в процессе музейного образования, что послужит большей эффективности воспитания в школьниках музейной культуры, нежели метод принудительного введения факультатива по указанной дисциплине.
Ключевые слова:
школьные музеи, школьное образование, краеведение, историко-культурное наследие, экспонаты
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.