Принцип антропоцентризма в проектировании музейных экспозиций: опыт Краеведческого музея Полоцка
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.207Аннотация
Краеведческие музеи составляют значительную часть музейной сети Республики Беларусь. Они оказывают существенное влияние на формирование исторического сознания местного сообщества, а значит, их работе должно уделяться особое внимание, поскольку именно краеведческий музей зачастую является единственным музеем в своем регионе. Изменение подходов к интерпретации и репрезентации истории второй половины ХХ в., сложность теоретического осмысления и выработки концептуального видения истории начала ХХI в. привели к тому, что в подавляющем большинстве краеведческих музеев республики сегодня отсутствуют разделы по данному историческому периоду. Одним из способов ликвидации таких пробелов является создание экспозиций и выставок, построенных на принципе антропоцентризма. Жизнь и деятельность человека, ставшего героем экспозиционного рассказа, представляется в событийном контексте местной истории. Можно выделить несколько групп личностей, оказывающихся в центре внимания экспозиционеров: почетные граждане городов и районов; участники трагических событий; деятели искусства, литературы, науки, спорта. Каждая из этих групп определяет специфику подбора материала и организации экспозиции. Примером удачного раскрытия исторических событий через личность служит стационарная выставка «Почетные граждане города Полоцка», открытая в Краеведческом музее Полоцка в конце 2016 г. Это одна из немногих в Беларуси экспозиций, открытых в краеведческом музее после обретения республикой независимости и репрезентирующих историю второй половины ХХ — начала XXI века. Выставка, в создании которой автор данной статьи принимал непосредственное участие, рассматривается им как образец налаживания музеем коммуникации с местным сообществом, а ее концепция — как один из многих возможных вариантов интерпретации событий местной истории. Такого рода экспозиции, в которых судьба отдельно взятого человека является причиной и следствием социокультурной ситуации его времени, универсальны. Создание в краеведческих музеях экспозиций, построенных на принципе антропоцентризма, способно стать действенным средством привлечения посетителей, существенно повысить востребованность музея местным сообществом и активизировать научно-исследовательскую работу.
Ключевые слова:
музей, экспозиция, стационарная выставка, краеведческий музей, принцип антропоцентризма, документирование, местное сообщество, региональная история
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.