Несостоявшееся музейное собрание работ Г.С.Верейского: автобиография художника как ключ к его творческому наследию
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.110Аннотация
В 2021 г. исполняется 135 лет со дня рождения Георгия Семеновича Верейского (1886–1962) — талантливого, методичного, подчиненного внутренней дисциплине и сосредоточенного на предмете своего творчества художника. Он был членом объединения «Мир искусства», хранителем отдела гравюр Государственного Эрмитажа, преподавателем живописи, лауреатом Сталинской премии второй степени (1946), лауреатом Всемирной выставки в Брюсселе (1958), народным художником РСФСР (1962), заслуженным деятелем искусств, действительным членом Академии художеств СССР. Г.С.Верейскому были подвластны различные виды изобразительного искусства, прежде всего графика и живопись. Художник работал во многих жанрах (портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт, бытовой и индустриальный жанры); в рисунках и литографиях в 1920–30-е гг. живописец выступил первооткрывателем индустриальной тематики. Масштаб его деятельности: тысяча сто пятьдесят литографий; работы маслом, темперой, акварелью; не поддающиеся исчислению рисунки (от станковых листов до беглых альбомных зарисовок и набросков). Главным источником его творчества выступала любовь к родной природе (пейзажи Георгия Семеновича проникнуты мягким лиризмом). Кроме того, ясность восприятия окружавшей его действительности и высокая гражданская позиция позволили ему сделать важным разделом творчества портрет. Без преувеличения можно утверждать, что художником Г.С.Верейским более чем за половину столетия была создана огромная портретная галерея современников, от деятелей науки и искусства до георгиевских кавалеров Первой мировой войны и военных чинов Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Творческое наследие Г.С.Верейского очень обширно; оно еще ждет своего исследователя. Данная статья создана слью установления прецедента для изучения творческого наследия художника, фрагментарно сосредоточенного в ряде музейных собраний, о которых речь идет ниже. Ориентиром к творческому наследию художника является его автобиография, которая впервые вводится в научный оборот.
Ключевые слова:
Г.С.Верейский, автобиография, графика, живопись, творчество
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.