Роль дискурса собраний музейных коллекций в дистанционном курсе по истории древних цивилизаций

Авторы

  • Оксана Борисовна Вахромеева Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 18 https://orcid.org/0000-0001-9936-3159

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.105

Аннотация

Дистанционная форма обучения новейшего периода является остродискуссионным вопросом в научно-педагогической среде; в методической литературе активно обсуждаются проблемы практического и теоретического свойства (от эффективности дистанционных серверов до тем этического характера, возникающих при проведении занятий). В  качестве положительного опыта в  статье приведены материалы практических занятий курса «История цивилизаций», который читается автором в СПбГУПТД, в частности в дистанционном формате. Материал выстроен по проблемно-хронологическому принципу, позволяя обучающимся закрепить пройденное на лекциях, дополнить знания при помощи различных методов визуализации и иллюстрирования, углубляя в целом познания в теме. Опосредованное обращение к историческим источникам возможно при анализе монографических исследований о культурах этносов древности, 18-томной энциклопедии «Исчезнувшие цивилизации» и  содержания официальных сайтов музеев мира, которые хранят наследие древних цивилизаций. Цивилизация — исторически наиболее развитая форма социального общежития (от лат. civilis — гражданский, государственный); термин был употреблен М.Монтенем в «Опытах» в 1581 г. Р.Декарт в «Рассуждении о методах» противопоставил понятия «дикий» и «цивилизованный»; П.А.Гольбах подметил, что «нация цивилизуется под воздействием опыта»; В.Р.Мирабо увидел в  цивилизации основу добродетели, а  Ж.–Ж.Руссо полагал, что цивилизация оторвала человека от природы, привив ему собственнические качества; А.Фергюсон указал на стадиальный характер цивилизации; И.Г.Гердер одним из первых связал цивилизацию с развитием культуры, указав на цивилизацию Востока как на древнейшую. В XIX в. понятия «цивилизация» и «культура» выступали синонимами, в  XX  в. антропологическое понимание культуры как результата приобретенных навыков поведения стали заменять понятием цивилизации. Статья посвящена тематическому обзору отдельных исторических памятников ряда древнейших цивилизаций, хранящихся в  различных музеях мира и  способных послужить иллюстрациями для учебной дисциплины «История цивилизаций» дистанционного формата. Выбор пал на отдельные древнейшие исчезнувшие цивилизации, возникшие в различных историко-географических условиях.

Ключевые слова:

цивилизация, древняя история, музей, коллекции, культура, дистанционное обучение

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Акатова В. (ред.). 1997. Индия: страна чудес / пер. И.Опимах. М.: Терра.

Афанасьева В.К. 1979. Гильгамеш и Энкиду. Эпические образы в искусстве. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы.

Буряков В. (ред.). 1997а. Удивительные эгейские царства / пер. Т.Азаркович. М.: Терра.

Буряков В. (ред.). 1997б. Шумеры: города Эдема / пер. В.Хренова. М.: Терра.

Дьяконов И.М. 1983. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч.I.М.: Наука, Главная редакция восточной литературы.

Емельянов В.В. 2015. Гильгамеш. Биография легенды. М.: Молодая гвардия.

Клюева А. (ред.). 2003. Персы: властители империи. М.: ТОМ.

Лосева И.М. 1946. Искусство Древней Месопотамии: очерки. М.: Изд-во ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Массон В.М. 1989. Первые цивилизации. Л.: Наука.

Оппенхейм А. 1990. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / пер. М.Н.Ботвинника. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы.

Рудик Н. 2017. Эпос о Гильгамеше. Памятники книжного эпоса Запада и Востока. М.: Инфра.

Силина М. 2013. Музей кикладского искусства (Афины). Серия: Великие музеи мира: 83. М.: Директ-Медиа.

References

Akatova V. (ed.). 1997. India: wonderland / transl. by I.Opimah. Moscow: Terra Publ. (In Russian)

Afanasieva V.K. 1979. Gilgamesh and Enkidu. Epic images in art. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Buryakov V. (ed.). 1997a. Amazing Aegean kingdom / transl. by T.Azarkovich. Moscow: Terra Publ. (In Russian)

Buryakov V. (ed.). 1997b. Sumerians: the cities of Eden / transl. by V.Khrenov. Moscow: Terra Publ. (In Russian)

Dyakonov I.M. 1983. History of the Ancient East. The origin of the oldest class societies and the first centres of slave-owning civilization, vol. 1. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Emelyanov V.V. 2015. Gilgamesh. Biography of the legend. Moscow: Molodaia gvardiia Publ. (In Russian)

Klyueva A. (ed.). 2003. Persians: rulers of the empire / transl. by T.Azarkovich. Moscow: TOM Publ. (In Russian)

Loseva I.M. 1946. The Art of Ancient Mesopotamia: Essays. Moscow: Pushkinskii Musei Publ. (In Russian)

Masson V.M. 1989. The first civilizations. Leningrad: Nauka Publ. (In Russian)

Oppenheim A. 1990. Ancient Mesopotamia. Portrait of a lost civilization, transl. by M.N.Botvinnik. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Rudik N.The Epic of Gilgamesh. Pamiatniki knizhnogo eposa Zapada i Vostoka. Moscow: Infra Publ. (In Russian)

Silina M. 2013. Museum of Cycladic Art (Athens), Series: Great Museums of the World: 83. Moscow: DirectMedia Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.08.2022

Как цитировать

Вахромеева, О. Б. (2022). Роль дискурса собраний музейных коллекций в дистанционном курсе по истории древних цивилизаций. Вопросы музеологии, 13(1), 65–77. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.105

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции