Опыт изучения орнаментов на кисельницах из коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника

Авторы

  • Мария Петровна Грачева Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Российская Федерация, 603005, Нижний Новгород, Верхне-Волжская наб., 7 https://orcid.org/0000-0002-3040-0473

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.107

Аннотация

В статье представлен опыт изучения одного из  видов крестьянской глиняной посуды — кисельницы. В собрании НГИАМЗ находятся кисельницы XIX — начала XX в. с  рельефными орнаментами, которые отпечатывались на готовом киселе. Это ритуальное блюдо подавалось в Нижегородском крае на поминках и на свадьбах, поэтому орнамент на кисельнице имеет особое значение. Исследователи из разных областей изучают орнамент как антропологический и культурно-исторический феномен и пришли к выводу, что он не только может указать на принадлежность предмета к определенному ритуалу, но и демонстрирует универсальную знаковую систему, принятую в том или ином социуме. И это особенно характерно для этнографических предметов. Уже написаны многочисленные труды по орнаментам на традиционной русской вышивке и резьбе по дереву, но глина в этом плане мало исследована. Однако кисельницы предоставляют широкие возможности, так как орнаменты на них очень разнообразны: геометрические, растительные, зооморфные. Автор рассмотрел восемь предметов с разной орнаментацией, разделил орнаменты на типы и через универсальные знаки, характерные для славянского язычества и отображенные в других видах русских ремесел, попытался раскрыть смысл орнамента и принадлежность его тому или иному ритуалу. Только такое глубокое изучение предмета позволит в дальнейшем лучше понять его культурно-историческое значение и  тем самым расширить его экспозиционные возможности в  музее. По-новому будет выстраиваться коммуникация с  предметом: кисельницы могут транслировать информацию не только о быте, промыслах и эстетике наших предков, но и об их представлениях о мире и обрядах, следы которых встречаются и в современном обществе.

Ключевые слова:

глиняная посуда, кисельница, орнамент, Нижегородский музей-заповедник

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Богуславская И.Я. (ред.). 1981. Добрых рук мастерство: произведения народного искусства в собрании Государственного Русского музея. Л.: Искусство.

Гусарова Т., Шмелев Е. 2019. Гончарные промыслы Нижегородчины. URL: http://opentextnn.ru/museum/ethnological-museum/promysly-i-remesla/gusarova-t-shmelev-e-goncharnye-promyslynizhegorodchiny (дата обращения: 09.02.2022)

Левыкин К.Г., Хербст В. (ред.). 1988. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по специальности «История». М.: Высшая школа.

Маслова Г.С. 1978. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука.

Морохин В.Н. (сост.). 1971. Нижегородские предания и легенды. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во.

Петрова Л.Л. 2005. Народное искусство Белозерья: путеводитель. М.: Северный паломник.

Попова О.С. 1972. Русское народное искусство. М.: Легкая индустрия.

Привалова В.М. 2010. Семантика орнамента в семиотике культуры (антропологическая проекция ритуала в геометрическом орнаменте). Известия Самарского научного центра Российской академии наук 12 (5): 277–283.

Рыбаков Б.А. 2016. Язычество Древней Руси. М.: Академический проект.

Сафонова Г.Б. 2009. Традиционная обрядовая керамика Верхней Оки. Верхнее Подонье: Археология. История. Сб. науч. ст. Тула: Гос. воен.-ист. и природ. музей-заповедник «Куликово поле». С. 130–140.

Терещенко А. 1848. Быт русского народа. Ч. 3. СПб.: Типография военно-учебных заведений.

Токсубаева Л.С. 2014. Русское народное искусство Казанского Поволжья XIX–ХХ веков: деревянная домовая резьба, вышивка, бранное ткачество, кружево. Казань: Центр инновационных технологий.

Толстой Н.И. (ред.) 1995. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 томах. Т. 1. М.: Международные отношения.

Толстой Н.И. (ред.) 1999. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 томах. Т. 2. М.: Международные отношения.

Толстой Н.И. (ред.) 2009. Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 томах. Т. 4. М.: Международные отношения.

Трусова М.П. 2016. Глиняные кисельницы села Богородского конца XIX — начала XX века в собрании Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Вопросы музеологии 2 (14): 100–107.

Литература/References

Boguslavskaia I.Ia. (ed.). 1981. Craftsmanship: works of folk art in the collection of the State Russian Museum. Leningrad: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Gusarova T., Shmelev E. Pottery crafts of Nizhny Novgorod. URL: http://opentextnn.ru/museum/ethnological-museum/promysly-i-remesla/gusarova-t-shmelev-e-goncharnye-promysly-nizhegorodchiny (accessed: 09.02.2022). (In Russian)

Levykin K.G., Kherbst V. (ed.). 1988. Museology. Museums of historical profile: an educational aid for “History” specialty universities. Moscow: Vysshaia shkola Publ. (In Russian)

Maslova G. S. 1978. The ornament of Russian folk embroidery as a historical and ethnographic source. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Morokhin V.N. (ed.). 1971. Nizhny Novgorod tales and legends. Gorky: Volgo-Viatskoe knizhnoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)

Petrova L.L. 2005. Folk art of Belozerye: a guide. Moscow: Severnyi palomnik Publ. (In Russian)

Popova O. S. 1972. Russian folk art. Moscow: Legkaia industriia Publ. (In Russian)

Privalova V.M. 2010. Semantics of ornament in the semiotics of culture (anthropological projection of ritual in geometric ornament). Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk 12 (5): 277–283. (In Russian)

Rybakov B.A. 2016. Paganism of Ancient Russia. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Safonova G.B. 2009. Traditional ceremonial ceramics of the Upper Oka. Upper Don: Archeology. History. Sbornik nauchnykh statei Tula: Gosudarstvennyi voenno-istoricheskii i prirodnyi muzei-zapovednik “Kulikovo pole”. P. 130–140. (In Russian)

Tereshchenko A. 1848. Household life of Russian folk. Ch. 3. St Petersburg: Tipografiia voenno-uchebnykh zavedenii. (In Russian)

Toksubaeva L. S. 2014. Russian folk art of the Kazan Volga region of the XIX–XX centuries: wooden house carving, embroidery, textile weaving, lace. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologii Publ. (In Russian)

Tolstoi N.I. (ed.). 1995. Slavic Antiquities: an ethnolinguistic dictionary in 5 vols. Vol. 1. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia Publ. (In Russian)

Tolstoi N.I. (ed.). 1999. Slavic Antiquities: an ethnolinguistic dictionary in 5 vols. Vol. 2. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia Publ. (In Russian)

Tolstoi N.I. (ed.). 2009. Slavic Antiquities: an ethnolinguistic dictionary in 5 vols. Vol. 4. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia Publ. (In Russian)

Trusova M.P. 2016. Clay kiselniy of the Bogorodskoe village of the late 19th and early 20th century in the collection of the Nizhny Novgorod State History and Architecture Museum-Reserve. Voprosy muzeologii 2 (14): 100–107. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.08.2022

Как цитировать

Грачева, М. П. (2022). Опыт изучения орнаментов на кисельницах из коллекции Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Вопросы музеологии, 13(1), 97–109. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.107

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции