Авангардное наследие регионов: использование и перспективы развития в музейном контексте (на примере музеев Саратова и Смоленска)

Авторы

  • София Алексеевна Пушенкова  Галерея One’s Mind, Российская Федерация, 191186, Санкт-Петербург, Шведский пер., 2 https://orcid.org/0000-0003-4825-3421
  • Дмитрий Евгеньевич Лавров Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-2607-7220

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.108

Аннотация

История русского авангарда уже не один десяток лет является объектом внимания профессионального сообщества как в России, так и за рубежом. Ведущие музеи страны становятся инициаторами, организаторами и выступают в качестве партнеров масштабных выставочных проектов, посвященных как отдельным персоналиям авангардной эпохи, так и знаковым культурным институциям, подтверждая актуальность данной темы и вызывая широкий общественный резонанс. В связи с этим важно понимать, как музейное сообщество России реагирует на заданную тенденцию обращения к наследию эпохи авангарда и каким образом региональные музеи включаются в этот процесс. Художественный авангард никогда не ограничивался столицами, новые веяния проникали во все города страны, оставляя след во внешнем облике города, его истории и, безусловно, в музейных коллекциях. Именно поэтому исследователям необходимо видеть максимально полную картину того, как регионы используют свое авангардное наследие. Статья посвящена исследованию опыта использования авангардного наследия в российских регионах на примере Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева и Художественной галереи Смоленского государственного музея-заповедника. Исследование проведено на основе источников музейного происхождения, электронных каталогов музеев, текстов региональных авторов, интернет-источников (в частности, Государственного каталога музейного фонда РФ и портала «Конструктивистский проект»), а  также новостных источников. В  статье приведены обзоры авангардных коллекций указанных музеев, рассмотрены события в культурно-образовательной деятельности городских культурных институций и независимых кураторских проектов по данной теме. Важной частью данного исследования является оценка перспектив в популяризации авангардного наследия регионов, а также оценка роли независимых культурных институций городов в изучении и использовании авангардного наследия названных регионов.

Ключевые слова:

музей, русский авангард, региональные музеи, живописные коллекции, выставки, Смоленск, Саратов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Адаскина Н.Л. 2013. Государственная Третьяковская галерея и Музей живописной культуры: к истории взаимоотношений. Авангард и остальное. Сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса. М.: Три квадрата: 709–737.

Беляева Г.А., Дорогина Е.А. 2015. Творческие эксперименты саратовских художников. Выставка «Русский авангард: столицы и провинция». Радищевский музей. URL: https://radmuseumart.ru/news/announcements/5004/ (дата обращения: 26.05.2021).

Градова О. 2021. «Отчаяние Катаржины». В Смоленске представят арт-проект, посвященный художнице, оставшейся в тени знаменитого мужа. Рабочий путь. URL: https://www.rabochy-put. ru/culture/158523-otchayanie-katarzhiny-v-smolenske-predstavyat-art-proekt-posvyashchennyykhudozhnitse-ostavsheysya-v.html (дата обращения: 27.05.2021).

Дорогина Е.А. 2004. Художники «Алой розы»: факты и предположения. IX Боголюбовские чтения: материалы научной конференции (9–10 июня 2004 г.) Саратов: СГХМ им. А.Н.Радищева: 3–14.

Дорогина Е.А. 2015. «Русский авангард: столицы и провинция». Выставка в Радищевском музее. Радищевский музей. URL: https://radmuseumart.ru/news/announcements/5002/?sphrase_id=1867 (дата обращения: 24.05.2021).

До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. 2016. Еврейский музей и центр толерантности. URL: https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/do-vostrebovaniyakollektsii-russkogo-avangarda-iz-regionalnykh-muzeev/ (дата обращения: 24.05.2021).

Захаров М. 2019.Неуловимый авангард. TATLIN. URL: https://tatlin.ru/articles/neulovimyj_avangard (дата обращения: 26.05.2021).

Кудрявцев В.В. 2019. Баухауз и эпоха «культурного взрыва» в Саратове 1918–1932 гг. — параллели и особенности развития. Баухауз и художественные школы эпохи авангарда: сборник научных трудов. Москва: МГХПА им. С.Г.Строганова: 235–236.

Матвеева Л. 2019. Выставка «Художественное объединение “Форма + Цвет”: Школа». Lizaveta Matveeva (персональный сайт куратора). URL: http://www.lizavetamatveeva.com/VYSTAVKAKUDOZESTVENNOE-OB-EDINENIE-FORMA-TVET-SKOLA (дата обращения: 26.05.2021).

Попова Е. 2014. Изостудия Смоленского филиала УНОВИСа. Край Смоленский 11: 27–31.

Полулях А.И. 2018. Возрождение забытого имени. Работа над проектом «Село. Губерния. Столица. Создание электронного каталога выставки произведений Андрея Тимофеевича Сашина». Край Смоленский 10: 57–63.

Работы Радищевского музея — на выставке «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев». 2016. Радищевский музей. URL: http://radmuseumart.ru/news/announcements/5876/?sphrase_id=18807#gal[gal1]/3/ (дата обращения: 24.05.2021).

Тараканова Н.С. 2014. «Алая роза». К 110-летию выставки. Ночь музеев — 2014. Радищевский музей. URL: https://radmuseumart.ru/news/filial-news/3029/?sphrase_id=18653 (дата обращения: 24.05.2021).

References

Adaskina N.L. 2013. The State Tretyakov Gallery and the Museum of Artistic Culture: Towards the History of Relationships. Avant-garde and the rest. Collection of articles for the 75th anniversary of Alexander Efimovich Parnis. Moscow: Tri kvadrata Publ. (In Russian)

Belyaeva G.A., Dorogina E.A. 2015. Creative experiments of Saratov artists. Exhibition “Russian avantgarde: capitals and provinces”. Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: https://radmuseumart.ru/news/ announcements/5004/ (accessed: 26.05.2021). (In Russian)

Gradova O. 2021. “Despair of Katarzyna”. An art project dedicated to the artist who has remained in the shadow of her famous husband will be presented in Smolensk. Rabochii put’. URL: https://www.rabochy-put.ru/culture/158523-otchayanie-katarzhiny-v-smolenske-predstavyat-art-proekt-posvyashchennyy-khudozhnitse-ostavsheysya-v.html (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Dorogina E.A. 2004. The Scarlet Rose Artists: Facts and Assumptions. IX Bogoliubovskie chteniia: materialy nauchnoi konferentsii. (9–10 iiunia 2004 g.). Saratov: SGKhM im. A.N.Radishcheva Publ. (In Russian)

Dorogina E.A. 2015. Russian avant-garde: capitals and provinces. Exhibition at the Radishchev Museum. Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: https://radmuseumart.ru/news/announcements/5002 /?sphrase_id=1867 (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Kudryavtsev V.V. 2019. Bauhaus and the era of the “cultural explosion” in Saratov 1918–1932 — parallels and features of development. Bauhaus i khudozhestvennye shkoly epokhi avangarda: sbornik nauchnykh trudov. Moscow: MGKhPA im. S.G. Stroganova Publ. (In Russian)

Matveeva L. 2019. Exhibition “Art Association ‘Form + Color’: School”. Lizaveta Matveeva (Curator’s personal website). URL: http://www.lizavetamatveeva.com/VYSTAVKA-KUDOZESTVENNOE-OBEDINENIE-FORMA-TVET-SKOLA (accessed: 26.05.2021). (In Russian)

Polulyakh A.I. 2018. Revival of a forgotten name. Work on the project “Village. Province. Capital. Creation of an electronic catalog of the exhibition of works by Andrei Timofeevich Sashin”. Krai Smolenskii 10: 8–15. (In Russian)

Popova E. 2014. Art studio of the Smolensk branch of UNOVIS.Krai Smolenskii 11: 27–31. (In Russian)

Poste restante. Collections of Russian avant-garde from regional museums. Evreiskii muzei i tsentr tolerantnosti. URL: https://www.jewish-museum.ru/exhibitions/do-vostrebovaniya-kollektsii-russkogo avangarda-iz-regionalnykh-muzeev/ (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Tarakanova N. S. 2014. “Red rose”. To the 110th anniversary of the exhibition. Museum Night 2014. Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: https://radmuseumart.ru/news/filial-news/3029/?sphrase_id=18653 (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Works of the Radishchevsky Museum are at the exhibition “On Demand. Collections of the Russian avantgarde from regional museums”. 2016. Novosti Radishchevskogo muzeia. URL: http://radmuseumart.

ru/news/announcements/5876/?sphrase_id=18807#gal[gal1]/3/ (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Zakharov M. 2019. The elusive avant-garde. TATLIN. URL: https://tatlin.ru/articles/neulovimyj_avangard (accessed: 24.05.2021). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

03.08.2022

Как цитировать

Пушенкова, С. А., & Лавров, Д. Е. (2022). Авангардное наследие регионов: использование и перспективы развития в музейном контексте (на примере музеев Саратова и Смоленска). Вопросы музеологии, 13(1), 110–120. https://doi.org/10.21638/spbu27.2022.108

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)