Национальные музеи коммуникации и связи в почтовой миниатюре Германии, Франции и России
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2023.201Аннотация
Во второй половине XIX в., почти одновременно с учреждением в 1874 г. Всемирного почтового союза (ВПС), в Европе стали открываться почтовые музеи. Этому процессу содействовали следующие причины: достаточно быстрое техническое развитие телеграфной и телефонной связи; стремительное устаревание почтовой техники, позволившее накопить артефакты для выставления их на всеобщее обозрение. Первые почтовые музеи открылись в 1870-е годы в странах — учредительницах ВПС — Германии и России. Задачи и концепции музеев представлялись организаторам по-разному. В Германии пытались охватить историю мировой почты, в России — развитие телеграфа как наисовременнейшего средства связи, Франция демонстрировала желание стать столицей тимбрологии. В создании почтовых музеев, которые рассматривались не только как явления культуры, но и как государственный стратегический элемент, активное участие принимали правительства стран (или соответствующие департаменты). Октябрьская революция 1917 г. в России открыла двери специализированного музея почты для всех желающих: ленинградский музей стал площадкой для проведения досуга и занятий по радиоделу, ставшему популярным в первой половине XX столетия. Мировые войны XX столетия не только изменяли филателистическую тематику, но и влияли на смену экспозиционной деятельности — в хранение были включены уникальные экспонаты. Сегодня почтовые музеи имеются фактически в каждой стране, но далеко не в каждой филателистической продукции отражены этапы их создания и развития. Изображения музеев мировой почты, их создателей и экспонатов в медиапространстве тимбрологии подчеркивают, что почтовые марки, кроме основной своей функции — оплаты почтовых сообщений, выполняют дополнительные — рекламную и познавательную.
Ключевые слова:
Музей коммуникации в Берлине, Эрнст Генрих фон Стефан, Музей почты в Париже, Эжен Вайе, Музей связи в Санкт-Петербурге, Карл Карлович Людерс, Александр Степанович Попов
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
Бажитова Л. И. 2007. Н. Е. Славинский — первый директор Почтово-телеграфного музея в Санкт-Петербурге. Электросвязь: история и современность 2: 9–11.
Далдюль С. 2009. Памятник ВПС отмечает свое 100-летие. Union Postale 3: 17–19.
Фролова О. В., Васильева Т. С. 2020. А. С. Попов на отечественных почтовых марках: правда и художественный вымысел. СПбНТОРЭС: Труды ежегодной НТК 1 (75): 283–286.
Martin Hella. 2006. Du Musée postal de France au musée de La Poste. L’Écho de la timbrologie 1802 (December): 38–42.
Vaillé E. 1947–1955. Histoire générale des Postes françaises in 7 vols. Paris: Presses universitaires de France.
References
Bazhitova L. I. 2007. N. E. Slavinsky — the first director of the Post and Telegraph Museum in St Petersburg. Elektrosviaz’: Istoriia i sovremennost’ 2: 9–11. (In Russian)
Daldul’ S., 2009. The UPU monument celebrates its 100th anniversary. Union Postale 3: 17–19. (In Russian)
Frolova O. V., Vasilieva T. S. 2020. Popov on Russian postage stamps: Truth and fiction. SPbNTORES: Trudy ezhegodnoi NTK 1 (75): 283–286. (In Russian)
Martin Hella. 2006. Du Musée postal de France au musée de La Poste. L’Écho de la timbrologie 1802 (December): 38–42.
Vaillé E. 1947–1955. Histoire générale des Postes françaises in 7 vols. Paris: Presses universitaires de France.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.