Стрит-арт: можно ли улицу поместить в музей?

Авторы

  • Ирина Алексеевна Пригарина Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-5488-8848

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.111

Аннотация

В современном мире многие произведения стрит-арта, создание которых еще относительно недавно являлось правонарушением, становятся частью постоянных коллекций в галереях и музеях по всему миру, присваиваются рекламой, вступают в процесс коммерциализации, институционализируются, завоевывают рынок искусства. За короткий промежуток времени сменился вектор оценивания стрит-арта. Несмотря на популярность этого направления, уже признанного многими в качестве искусства, это до сих пор уникальный феномен, носящий особый характер, имеющий определенную эстетику, несущий важные социальные, политические, культурные посылы, выражающий протест. По поводу этого явления до сих пор ведутся дискуссии о том, к какой сфере оно относится, является ли оно легальным, следует ли его продвигать и популяризировать, можно ли его поместить в музей. В данной статье выявляются положительные и отрицательные аспекты процесса музеефикации стрит-арта, поднимается вопрос о том, насколько при этом подрывается сама идея стрит-арта и утрачивается его концептуальное и символическое значение, есть ли у него границы, как меняется восприятие произведений в замкнутом пространстве. Рассматриваются существующие примеры музеев стрит-арта в России и за рубежом, отмечается необходимость пересмотра существующих пространств и открытия альтернативных арт-центров. Также уделяется внимание мнению самих художников, одни из которых считают размещение своих работ в музеях и галереях следующим этапом своей карьеры, тогда как другие активно выступают против этого процесса, не позволяя вырывать стрит-арт из его «оригинального» мира.

Ключевые слова:

стрит-арт, граффити, пост-граффити, музеефикация, современное искусство, галерея, музей, выставка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Boyd C. 2018. LA Artist Vows to Whitewash Banksy Painting on London Bargain Store After Paying $700,000 for it in Protest of Street Art Being Bought and Sold. Mail Online 15 Nov. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-6393147/LA-artist-vows-whitewash-Banksys-Slave-Labour-Londonbargain-store-paying-700-000.html (дата обращения: 23.03.2019).

Brown M. 2015. Banksy’s Dismaland: ‘Amusements and Anarchism’ in Artist’s Biggest Project Yet. The Guardian 20 Aug. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/aug/20/banksy-dismalandamusements-anarchism-weston-super-mare (дата обращения: 22.03.2019).

Hanc J. 2017. Museums With Ideas, Goals and Sometimes Art. But Walls? No. The New York Times 14 Mar. URL: https://www.nytimes.com/2017/03/14/arts/design/museum-of-homelessness-london-no-building.html?_r=0 (дата обращения: 22.03.2019).

Knight C.K. 2008. Public Art: Theory, Practice and Populism. Malden: Wiley-Blackwell.

Аграмакова О.И. 2015. Особенности экспонирования стрит-арт работ. Мир культуры: культуроведение, культурография, культурология. Сб. науч. тр. Курск: Курск. гос. ун-т: 18–20.

Аске Д. 2013. Я — это только буквы на заборе: 0031c. Миниатюры. Vitramarine 13 февр. URL: http://www.vltramarine.ru/mag/streetart/exhibitions/397 (дата обращения: 22.01.2019).

Блажко Н.П. 2016. Стрит-арт в контексте музея. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры 2 (6): 171–174.

Дроздова-Пичурина Н.Н. 2016. Урбанизация музея vs. Музеологизация городского пространства: к теоретической разработке вопроса (на примере Санкт-Петербурга). Вопросы музеологии 1 (13): 10–22.

Кораблева А.В. 2018. Стрит-арт, паблик-арт, уличное искусство: дифференциация понятий. Эстетика стрит-арта. Сб. ст. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна: 10–17.

Костарева И. 2017. Пост-граффити: как стрит-арт становится предметом музейного искусства. Design Mate. URL: https://design-mate.ru/read/megapolis/post-graffiti (дата обращения: 04.02.2019).

Кузовенкова Ю.А. 2015. Граффити и стрит-арт как точки расхождения институций и теоретиков мира искусства. Художественная культура 3/4 (16). URL: http://artculturestudies.sias.ru/2015-3-4/yazyki/4839.html (дата обращения: 17.03.2019).

Радя Т. 2013. Все что я знаю об уличном искусстве. Tima Radya. URL: https://all.t-radya.com/2/ (дата обращения: 27.11.2018).

Сергеева Е.В. 2018. Религиозная тематика в стрит-арте и ее интерпретация в выставочных проектах. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры 1 (9): 99–101.

Цыгина Н.А. 2013. Стрит-арт в галерейном пространстве. Декоративное искусство и предметно пространственная среда. Вестник МГХПА 4: 309–318.

References

Agramakova O.I. 2015. Features of Exposure of Street Art Works. Mir kul’tury: kul’turovedenie, kul’turografiia, kul’turologiya. Sb.nauch. tr. Kursk: Kursk. gos. un-t Publ.: 18–20. (In Russian)

Aske D. 2013. I’m Just the Letters on the Fence: 0331c. Miniatures. Vitramarine 13 Febr. Available at: http://www.vltramarine.ru/mag/streetart/exhibitions/397 (accessed: 22.01.2019). (In Russian)

Blazhko N.P. 2016. Street Art in the Context of the Museum. Molodezhnyi vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury 2 (6): 171–174. (In Russian)

Boyd C. 2018. LA Artist Vows to Whitewash Banksy Painting on London Bargain Store After Paying $700,000 for it in Protest of Street Art Being Bought and Sold. Mail Online 15 Nov. Available at: https:// www.dailymail.co.uk/news/article-6393147/LA-artist-vows-whitewash-Banksys-Slave-Labour-London-bargain-store-paying-700-000.html (accessed: 23.03.2019).

Brown M. 2015. Banksy’s Dismaland: ‘Amusements and Anarchism’ in Artist’s Biggest Project Yet. The Guardian 20 Aug. Available at: https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/aug/20/banksy-dismaland-amusements-anarchism-weston-super-mare (accessed: 22.03.2019).

Drozdova-Pichurina N.N. 2016. The Museum Urbanization vs. Muzeality of City Space: to the Theoretical Issues Study (on Example of Saint-Petersburg). Voprosy muzeologii 1 (13): 10–22. (In Russian)

Hanc J. 2017. Museums with Ideas, Goals and Sometimes Art. But Walls? No. The New York Times 14 Mar. Available at: https://www.nytimes.com/2017/03/14/arts/design/museum-of-homelessness-londonno-building.html?_r=0 (accessed: 22.03.2019).

Knight C.K. 2008. Public Art: Theory, Practice and Populism. Malden: Wiley-Blackwell.

Korableva A.V. 2018. Problem of Conceptual Differentiation in Street Art. Estetika strit-arta. Sb. st. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t promyshlennykh tekhnologij i dizaina Publ.: 10–17. (In Russian)

Kostareva I. 2017. Post-graffiti: How Street Art Becomes a Subject of Museum Art. Available at: https://design-mate.ru/read/megapolis/post-graffiti (accessed: 04.02.2019). (In Russian)

Kuzovenkova Yu.A. 2015. Graffiti and Street Art as Points of Divergence of Institutions and Theorists of the Art World. Khudozhestvennaya kul’tura. 3/4 (16). Available at: http://artculturestudies.sias.ru/2015-3-4/yazyki/4839.html (accessed: 17.03.2019). (In Russian)

Radya T. All I Know about Street Art. Available at: https://all.t-radya.com/2/ (accessed: 27.11.2018). (In Russian and English)

Sergeeva E.V. 2018. Religious Themes in Street Art and Its Interpretation in Exhibition Projects. Molodezh nyi vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul’tury 1 (9): 99–101. (In Russian)

Tsygina N.A. 2013. Street Art in Gallery Space. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda. Vestnik MGKhPA. 4: 309–318. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2020

Как цитировать

Пригарина, И. (2020). Стрит-арт: можно ли улицу поместить в музей?. Вопросы музеологии, 11(1), 110–118. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.111

Выпуск

Раздел

Музей и общество