Акторно-сетевая теория Б. Латура и фарфоровые сервизы классицизма: об актуальности музеологической дискуссии

Авторы

  • Татьяна Анатольевна Литвин Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0209-3776

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.101

Аннотация

В статье предпринята попытка рассказать об акторно-сетевой теории французского социолога Б. Латура в применении ее к истории создания и бытования столовых сервизов второй половины XVIII столетия. Для демонстрации отдельных положений теории Латура были выбраны наиболее известные фарфоровые и фаянсовые сервизы немецких, французских, английских и русских мануфактур эпохи раннего и строгого классицизма. Автор рассказывает о переходе мотивов и форм от севрского «Сервиза с камеями» и «Берлинского» сервиза Фридриха II к русским «Арабесковому», «Кабинетскому», «Приданным» и другим сервизам. В статье упоминаются серебряные сервизы, выполненные для братьев Орловых, способствовавших восхождению Екатерины II на трон, и для наместников новых, основанных русской императрицей губерний парижскими мастерами Ж.-Н. Ретье, Р.-Ж. Огюстом и др. История создания сервизов иллюстрирует непрерывную цепь административных реформ, военных конфликтов, политических и личных обстоятельств, а также перемену художественного вкуса, зависящего от многих факторов. С помощью церемониальных предметов, к которым можно отнести посуду для парадных обедов, европейские монархи не только тонко влияли на стиль и моду в России, но и искусно вели политическую игру. Со своей стороны,
принимая дары, делая крупные заказы иностранным и отечественным производствам, Екатерина II успешно направляла свою дипломатию на европейских монархов — ее стратегических и экономических партнеров, вела информационную войну, строила династические планы. Многочисленные факты, указанные в статье, доказывают, что концепция Б. Латура об активном воздействии вещей на социальные и политические отношения подтверждается на практике, а придуманный им подход к изучению материальных памятников, артефактов, произведений декоративно-прикладного искусства востребован современной искусствоведческой наукой.

Ключевые слова:

Бруно Латур, акторно-сетевая теория, декоративно-прикладное искусство, фарфор, сервизы, Екатерина II, материальная культура, метод

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

References

Akimova L. I. 1994. The Ancient World: a Thing and a Myth. Voprosy iskusstvoznaniia (Moscow) 2–3: 53–93. (In Russian)

Ananiev V. G. 2013. Leicester School of Museology: History, Personalities, Ideas. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoria 2: 127–134. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lesterskaya-shkola-muzeologii-istoriya-personalii-idei (accessed 22.02.2017). (In Russian)

Ananiev V. G. 2016. Museum and museum subject in the structural-semiotic perspective: to the analysis of the concept of E. Taborsky. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstva 4 (29): 64–68. URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_27370943_63777749.pdf (accessed 13.02.2017). (In Russian)

Bagdasarova I. R. 2011. Ancient reminiscences in the Russian imperial porcelain of the second half of the 18th century: diss. … kand. iskusstvovedeniia. St. Petersburg. (In Russian)

Burg T. 2004. Porzellan und Politik. Die sachsisch-russischen Beziehungen des 18 Jahrhunderts im Spiegel diplomatischer Geschenke. Meissen fűr die Zaren. Műnchen: Hirmer Verlag: 9–24.

Erofeeva M. A. 2015. Actor-network theory and the problem of social action. Sociologia vlasti 27 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/aktorno-setevaya-teoriya-i-problema-sotsialnogo-deystviya (accessed 24.04.2017). (In Russian)

Frolova L. M. (intr., comp.) Applied art of France 17th–20th centuries. From baroque to suprematism. Catalogue. Moscow: Avangard. (In Russian)

Karpova E. V. 1999. Jacques-Dominique Rachett in Russia Jak-Dominik Rashett. 1744–1809. Katalog vystavky. St. Petersburg: Gosudarstvennii Russkii muzei, Palace Editions: 3–18. (In Russian)

Kavanagh G. 1999. Making Histories, Making Memories. Making Histories in Museums: 1–14.

Kazakova V. V. 2009. Private collections of decorative art in the context of Russian culture 18th — early 19th centuries: diss. … kand. iskusstvovedeniia. St. Petersburg. (In Russian)

Knabe G. S. 1986. The image of everyday things as a source of historical knowledge. Vestch v iskusstve. Materialy nauchnoi konferenzii “Vipperovskie chtenia–84” . GMII im. A. S. Pushkina, Moscow: 259–301. (In Russian)

Kudriyavzeva A. 1995. Things — Stars: “Orlov’s” service. Sezony. Hroniki rossiyskoi hudozhestvennoi zhizni. Moscow: Galereiia “Vremena goda” Publ.: 209–220. (In Russian)

Kudriyavzeva T. V. 1984. “Orlov’s” service of the Imperial porcelain factory in St. Petersburg. Soobstchenie Gosudarsvennogo Ermitazha 24: 23–26. (In Russian)

Kudriyavzeva T. V. 2003. Russian Imperial Porcelain. St. Petersburg: Slavia Publ. (In Russian)

Latur B. 2014. Reassembling the Social: An Introduction to the Actor-Networked Theory. Perevod s angliiskogo I. Polonskoy, pod red. S. Gavrilenko. Moscow: Vysshcaia shkola ekonomiki Publ. URL: https://profilib.net/chtenie/28921/bruno-latur-peresborka-sotsialnogo-vvedenie-v-aktorno-setevuyu-teoriyu.php (accessed 23.05.2018). (In Russian)

Latur B. 2006. We Have Never Been Modern. Essays on symmetric anthropology. St. Petersburg: Izdatelstvo Evropeiskogo universiteta. (In Russian)

Lopato M. N. 2010. Silver service “three times more than usual”. Nashe nasledie 95: 21–24. URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/9505.php (accessed 19.05.2018). (In Russian)

Mensh P. van. 2014. Meaning: functional identity of artifacts. Voprosy muzeologii 1 (9): 177–192. (In Russian)

Polonskaya I. N. 2012. B. Latour’s alternative sociology: to the characterization of methodology. Teoriia i praktika obstchestvennogo razvitia 6. Krasnodar: Hors: 72–75. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/6/sоciоlоgiyа/polonskaya.pdf (accessed 10.03.2017). (In Russian)

Sipovskaya N. V. 1998. Services of Awards. Pinakoteka (Moscow) 5: 17–21. (In Russian)

Smith L. 2013. The “Patrimonial Mirrorˮ: Narcissistic Illusion or Multiple Reflections? Voprosy museologii 2 (8): 27–44. URL: http://voprosi-muzeologii.spbu.ru/files/2013_2/Smit.pdf (accessed 09.03.2017). (In Russian)

Taborsky E. 1990. The Discursive Object. Pearce S. (ed.) Objects of Knowledge. London: Ahlone Press: 50–77.

Taborsky E. 1982. The Sociostructural Role of the Museum. The International Journal of Museum Management and Curatorship 1 (4): 339–345.

Wolf N. B. von etc. 1906. Imperial porcelain factory 1744–1904. St. Petersburg: Izdanie Upravlenia imperatorskimi zavodami. (In Russian)

Yureneva T. Y. 2004. Museology. Moscow: Akademichesky proekt Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.10.2019

Как цитировать

Litvin, T. (2019). Акторно-сетевая теория Б. Латура и фарфоровые сервизы классицизма: об актуальности музеологической дискуссии. Вопросы музеологии, 10(1), 4–15. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.101

Выпуск

Раздел

Теоретические основы музеологии