От традиционного музея к социальному институту

Авторы

  • Любовь Яковлевна Петрунина Российская Федерация, 119634, Москва, ул. Скульптора Мухиной, 10

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.113

Аннотация

В статье рассматриваются причины кризиса в музеологии. В качестве основной называется ее разрыв с современной музейной практикой и ограниченность рамками профессионального института. Музеология сегодня, как и раньше, занимается коллекциями и комплексом проблем, связанных с ними, включая документирование, хранение, экспонирование, реставрирование и т. д. Между тем кардинальные новации проходят во взаимодействии музея с посетителями. Музеи вынуждены идти по пути инкорпорирования приемов работы других культурных институций, чтобы выдерживать конкуренцию и разнообразить формы работы. Приведенные в статье примеры практических новаций показывают, что сегодня деятельность музея строится уже не вокруг предмета, а вокруг посетителя и его потребностей. Это позволяет поддерживать и музейный бум, и  высокий ценностный рейтинг, и  быть площадкой для обсуждения ключевых проблем общества. Современный музей с включением в его деятельность местных сообществ, спонсоров, волонтеров, «друзей музея» показывает тенденции саморазвития музейного движения от профессионального института к социальному, интегрированному в систему прочих социальных институтов общества наряду с институтами семьи, религии, образования, политических партий и т. д. Перед наукой, основная роль которой — максимально полно и адекватно описывать ту часть реальности, с которой она работает, неизменно стоит задача анализа всех происходящих изменений, с тем чтобы сохранить валидность научных концепций и разрабатывать новые. Объективный анализ этих новаций может дать музеологии толчок к дальнейшему развитию научного аппарата и обновлению теоретических конструкций.

Ключевые слова:

музей, музеология, профессиональный институт, музейный бум, социальный институт, формы музейной деятельности

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Drotner K. 2019. Critical Audience Studies: a Hidden Tradition of Innovation in Museology Critical Audience Studies. Smeds K. (ed.). The Future of Tradition in Museology: Materials for a Discussion. Paris: ICOFOM: 45–50.

Hughes E.C. 1971. Bastard Institutions. Sociological Eye: Selected Papers. Chicago; New York: Aldine-Ather ton: 98–105. Smeds K. (ed.) 2019. The Future of Tradition in Museology: Materials for a Discussion. Paris: ICOFOM.

Stransky Z. 1966. Predmet Muzeologie. Sbornik Materialu Prveho Muzeologickeho Symposia. Brno: Museu da Morávia: 30–33.

Акулич Е.М. 2004. Музей как социальный институт. Дис.… д-ра социол. наук. Тюменск. гос. ун-т. Тюмень. URL: http://www.dissercat.com/content/muzei-kak-sotsialnyi-institut#ixzz5fj2mh2bC (дата обращения: 14.03.2019).

Беспалая М.А. 1985. О деятельности Минского общества изящных искусств 1898–1906 гг. Вопросы культуры и искусства Белоруссии. Вып. 4. Минск: Высшая школа: 109–112.

Володин В.В. 1979. Из истории художественной жизни гopода Куйбышева: конец XIX — начало ХХ века. М.: Советский художник.

Долак Я. 2010. Музеология — настоящее и будущее. Материалы международной музеологической конференции. URL: http://museology-spb.narod.ru/bibr/Dolak.doc (дата обращения: 14.03.2019).

Кулиева М.М. 2016. Музей как особый социально-культурный институт. Концепт: научно методический электронный журнал 2: 476–480. URL: http://ekoncept.ru/2016/46114.htm (дата обращения: 14.03.2019).

Лаптева М.А. 2006. Музей как социальный институт. Социально-философский анализ. Дис. … канд. филос. наук. Краснояр. гос. техн. ун-т. Красноярск. URL: http://cheloveknauka.com/muzey-kaksotsialnyy-institut#ixzz5fmATmNOa (дата обращения: 16.03.2019).

Москвин В.А. 2015. Музей русского зарубежья. Музей 12: 8–12.

Нерадовский П.И. 1965. Из жизни художника. Л.: Художник РСФСР.

Никишин Н.А. 2015. Корпоративные музеи сегодня. Музей 9: 71–73.

Никишин Н.А. 2019. Хранители отечественного индустриального наследия. Музей 4: 8–14.

Петрунина Л.Я. 2010. Изменение образа публики художественных музеев по материалам эмпирических исследований 1985–2009 гг. Быховская И.М. (ред.). Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. М.: Рос. ин-т культурологии: 304–326.

Петрунина Л.Я. 2012. Социальный портрет посетителя Третьяковской галереи. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing.

Петрунина Л.Я. 2019. Музейные практики. Быховская И.М. (ред.). Прикладная культурология. Энциклопедия. М.: Согласие: 681–688.

Петрунина Л. Я. 1991. Музей изобразительных искусств как социальный институт художественной культуры. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Гос. ин-т иск-знания. М. URL: http://cheloveknauka.com/muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-kak-sotsialnyy-institut-hudozhestvennoykultury (дата обращения: 14.03.2019).

Пивненко А.С. 1990. Художественная жизнь города Харькова второй половины XIX — начала ХХ века (до 1917 г.). Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М.: Всесоюз. НИИ искусствознания.

Полетаев Д.В. 2016. Российские проблемы и европейские рецепты. Музей 2: 23–27.

Стернин Г.Ю. 1984. Зритель и художник в России на рубеже ХIХ–ХХ веков. Русская художественная культура второй половины ХIХ — начала ХХ века: Исследования. Очерки. М.: Советский художник.

Шола Т.С. 2013. Вечность здесь больше не живет: толковый словарь музейных грехов. Тула: Музей усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна».

References

Akulich E. M. 2004. A Museum as a Social Institution. Diss. Tyumensk. gos. un-t. Tyumen. Avalable at: http://www.dissercat.com/content/muzei-kak-sotsialnyi-institut#ixzz5fj2mh2bC (accessed: 14.03.2019). (In Russian)

Bespalaia M.A. 1985. About Activity the Society Fine Art 1898–1906. Voprosy kul’tury i iskusstva Belorussii. Iss. 4. Minsk: Vysshaia shkola Publ. 4: 109–112. (In Russian)

Dolak J. 2010. Museology — Present and Future. Materials of the International Museology Conference. Available at: http://museology-spb.narod.ru/bibr/Dolak.doc (accessed: 14.03.2019). (In Russian)

Drotner K. 2019. Critical Audience Studies: a Hidden Tradition of Innovation in Museology Critical Audi ence Studies. Smeds K. (ed.). The Future of Tradition in Museology: Materials for a Discussion. Paris: ICOFOM: 45–50.

Hughes E.C. 1971. Bastard Institutions. Sociological Eye: Selected Papers. Chicago; New York: Aldine-Ather ton: 98–105.

Kulieva М.М. 2016. Museum as a Special Socio-cultural Institution. Kontsept: nauchno-metodicheskij ele ktronnyi zhurnal 2: 476–480. Available at: http://ekoncept.ru/2016/46114.htm (accessed 14.03.2019). (In Russian)

Lapteva M. A. 2006. A Museum as a Social Institution. Socio-philosophical analysis. Diss. Krasnoyar. gos. tekhn. un t. Krasnoyarsk. Available at: http://cheloveknauka.com/muzey-kak-sotsialnyy-institut#ixzz5fmATmNOa (accessed: 16.03.2019). (In Russian)

Moskvin V.А. Museum of Russian Abroad. 2015. Muzei 12: 8–12. (In Russian)

Neradovsky P.I. 1965. From the Life of An Artist. Leningrad: Khudozhnik RSFSR Publ. (In Russian)

Nikishin N.A. 2019. Custodians of Domestic Industrial Heritage. Muzei 4: 8–14. (In Russian)

Nikishin N.А. 2015. Corporate Museums Today. Muzei 9: 71–73. (In Russian)

Petrunina L.Ia. 2010. Changing the Image of Visitors of Fine Art Museums by Empirical Surveys 1985–2009s. BykhovskaiYa I.M. (ed.). Kul’turologiia: fundamental’nye osnovaniia prikladnykh issledovanii. Moscow: Ros. in-t kul’turologii Publ.: 304–326. (In Russian)

Petrunina L.Ia. 2012. Social Portrait of the Visitor of the State Tretyakov Gallery. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing. (In Russian)

Petrunina L.Ia. 1991. The Museum of Fine Arts as a Social Institution of Artistic Culture. Diss. abstract. Available at: http://cheloveknauka.com/muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-kak-sotsialnyy-institut-hudozhestvennoy-kultury (accessed: 14.03.2019). (In Russian)

Petrunina L.Ia. 2019. Museum’s Practices. Bykhovskaiia I.M. (ed.). Prikladnaya kul’turologiya. Entsikclopediia. Moscow: Soglasie Publ.: 681–688. (In Russian)

Pivnenko A. S. 1990. Artistic Life of Kharkov in the Second Half of the XIX - early XX century (until 1917). Diss. abstract. Moscow: Vsesouz. NII iskusstvoznaniya Publ.

Poletaev D.V. 2016. Russian Problems and European Recipes. Muzei 2: 23–27 (In Russian)

Šola Т. S. 2013. Eternity no Longer Lives Here: Explanatory Dictionary of Museum Sins. Tula: Muzei-usad’ba L.N.Tolstogo «Iasnaia poliana» Publ. (In Russian)

Smeds K. (ed.) 2019. The Future of Tradition in Museology: Materials for a Discussion. Paris: ICOFOM.

Sternin G.Iu. 1984. Spectator and Artist in Russia at the Turn of the 19th–20th centuries. Russkaia khudozhestvennaia kul’tura vtoroi poloviny ХIХ — nachala ХХ veka: Issledovaniia. Ocherki. Moscow: Sovetskii khudozhnik Publ. (In Russian)

Stransky Z. 1966. Predmet Muzeologie. Sbornik Materialu Prveho Muzeologickeho Symposia. Brno: Museu da Morávia: 30–33.

Volodin V.V. 1979. From the History of the Artistic Life of the Kuibyshev City: the End of the XIX — the Beginning of the XX century. Мoscow: Sovetskii khudozhnik Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

29.09.2020

Как цитировать

Петрунина, Л. (2020). От традиционного музея к социальному институту. Вопросы музеологии, 11(1), 133–140. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.113

Выпуск

Раздел

Дискуссии