Театр в музее: продолжение традиций княгини М. К. Тенишевой

Авторы

  • Ольга Николаевна Хакимулина Смоленский государственный институт искусств, Российская Федерация, 214020, Смоленск, ул. Румянцева, 8
  • Ольга Георгиевна Федченкова Смоленский государственный институт искусств, Российская Федерация, 214020, Смоленск, ул. Румянцева, 8

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.105

Аннотация

Статья посвящена проблеме воплощения идеи театрализации музейного пространства на Смоленщине как возрождения традиций княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. В центре внимания — деятельность смоленских актеров Людмилы Степановны Лисюковой и Николая Сергеевича Коншина по актуализации, переосмыслению и интерпретации музейной информации, музейного предмета посредством художественно-декоративных, драматургических, театральных, артистических средств. Они внесли огромный вклад в театрализацию музеев не только в Смоленской области, но и по всей России. Первый опыт показа их театрализованных представлений начался в Доме-музее Достоевского городка Старая Русса. Это был первый показ моноспектакля «Никто другой не дал бы мне столько счастья». Использование феномена музейной театрализации неизмеримо расширяет коммуникационный потенциал современного музея. Тема «взаимоотношений» музея и театра (как в теоретической, так и в практической плоскости) носит ярко выраженный междисциплинарный характер и является недостаточно изученной, но весьма интересной. Театрализация призвана повышать эффективность восприятия экспозиции, вызывать активную реакцию ума и чувств посетителей, привлекать различные возрастные группы. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающей условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музей и детские театральные коллективы в данном случае выступают в качестве партнеров по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. В музейно-педагогической практике смоленских музеев особое место занимает детский Театр книги, организованный Людмилой Степановной Лисюковой. Этот детский театральный коллектив первым стал «осваивать» музейные площадки Смоленщины. Организация театрального фестиваля-конкурса «Мудрая сова» является закономерным этапом распространения феномена музейной театрализации. Не случайно площадкой для его проведения был выбран историко-архитектурный комплекс «Теремок». Организаторы фестиваля в процессе его создания считали главными задачами продолжение традиций Тенишевского театра во Фленове, активное развитие творческих способностей детей и подростков, бережное отношение к историческому и культурному наследию.

Ключевые слова:

театрализация, музей, театр, Фленово, Талашкино, Мария Клавдиевна Тенишева, постановка

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Валери П. 1993. Проблема музеев. Об искусстве.М.: Искусство.

Джеско О. 2004. Мир эмалей княгини Марии Тенишевой. М.: [б. и.].

Журавлева Л. С. 1992. Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Смоленск: Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса.

Лисюкова Л. С. 2016. Послесловие к спектаклю. Смоленское отделение Союза театральных деятелей России (ВТО). Смоленск: [б. и.].

Нагорский Н. В. 2004. Музей и досуг. Педагогічні та рекреаційні технології в сучасній індустрії дозвілля. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/nagorsky.htm (дата обращения: 20.03.2018).

Негорюхин Б. Н. 1989. Содружество музея и театра. Музеум 4 (162): 75–80.

Новиков В. И. 2013. Тенишев и Тенишева. Москва: [б. и.].

Розенблюм Е. А. 1997. Время и пространство в музейной экспозиции или 30 лет спустя. На пути к музею XXI века. M.

Тенишева М. К. 1991. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство.

Щепеткова И. А. 2006. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителем: автореф. дис. … канд. культурологии. СПб.

Юренева Т. Ю. 2004. Музееведение. Учебник. М.: Академический Проект.

References

Valeri P. 1993. Problema muzeev. Ob iskusstve. [The problem of museums. About art]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)

Dzhesko O. 2004. Mir emalei kniagini Marii Tenishevoi. [The world of enamel princess Maria Tenisheva]. Moscow. (In Russian)

Zhuravleva L. S. 1992. Kniaginia Mariia Klavdievna Tenisheva. [Princess Marya Klavdievna Tenisheva]. Smolensk: Smolenskii gosudarstvennyi pedagogicheskii institut im. K. Marksa. (In Russian)

Lisiukova L. S. 2016. Posleslovie k spektakliu. [Afterword to the play]. Smolenskoe otdelenie Soiuza teatral’nykh deiatelei Rossii (VTO). Smolensk. (In Russian)

Nagorskii N. V. 2004. Muzei I dosug. [Museum and leisure]. Pedagogіchnі ta rekreatsіinі tekhnologії v suchasnіi іndustrії dozvіllia. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/nagorsky.htm (accessed: 20.03.2018). (In Russian)

Negoriukhin B. N. 1989. Sodruzhestvo muzeia I teatra. [Commonwealth of the Museum and Theater]. Muzeum 4 (162): 75–80. (In Russian)

Novikov V. I. 2013. Tenishev I Tenisheva. [Tenishev and Tenisheva]. Moscow. (In Russian)

Rozenblium E. A. 1997. Vremia i prostranstvo v muzeinoi ekspozitsii ili 30 let spustia. [Time and space in the museum exposition or 30 years later]. Na puti k muzeiu XXI veka. Moscow. (In Russian)

Tenisheva M. K. 1991. Vpechatleniia moei zhizni. [Impressions of my life]. Leningrad: Iskusstvo. (In Russian)

Shchepetkova I. A. 2006. Teatralizatsiia muzeinogo prostranstva kak forma vzaimodeistviia s posetitelem [Theatricalization of the museum space as a form of interaction with the visitor]: avtoref. dis. … kand. kul’turologii. SPb. (In Russian)

Yureneva T. Iu. 2004. Muzeevedenie. Uchebnik. [Museology. Textbook]. Moscow: Akademicheskii Proekt. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

07.02.2019

Как цитировать

Хакимулина, О. Н., & Федченкова, О. Г. (2019). Театр в музее: продолжение традиций княгини М. К. Тенишевой. Вопросы музеологии, 9(1), 55–63. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2018.105

Выпуск

Раздел

Музей и общество

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)