Масляная живопись ХVІІІ в. в Софийском соборе в Киеве: проблемы исследования, датирования и атрибуции
DOI:
https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2019.103Аннотация
Статья посвящена исследованиям масляной стенописи ХVІІІ столетия в Софийском соборе в Киеве. Проанализированы работы историков и искусствоведов по данной тематике. Автором использованы реставрационные отчеты, фотографии и другие документы, хранящиеся в научном архиве Национального заповедника «София Киевская». Отмечено, что плохая сохранность живописи, фрагментированность сюжетов, повреждение красочного слоя усложняют атрибуцию сохранившихся композиций. В большинстве случаев надписи, которые сопровождали композиции и размещались как на фоне, так и на разгранке, в основном утрачены. Именно они могли бы стать ключом к интерпретации отдельных сюжетов. В статье указаны аналогии живописи в некоторых киевских памятниках, а именно Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. Высказано предположение, что привлечение разнообразного материала украинской и европейской иллюстративной гравюры, живописи ХVІІІ в. поможет определить возможный круг источников иконографии. Уточнена атрибуция отдельных сюжетов масляной живописи ХVІІІ в., сохранившейся на стенах собора Святой Софии в Киеве. Отмечено влияние европейского искусства ХVІІ–ХVІІІ вв. на развитие художественных особенностей киевской художественной школы. Также искусствоведческий анализ свидетельствует о ее взаимодействии с другими художественными школами Европы (России, Сербии и др.). Кроме того, живопись ХVІІІ столетия в Софии Киевской необходимо рассматривать в неразрывной связи с церковной литературой и другими проявлениями культурной жизни. Сохранившиеся на хорах Софийского собора композиции этого времени в основном посвящены эсхатологической тематике, но есть также аллегорические сюжеты, орнаменты, пейзажи. Отмечено, что некоторое время в ХVІІІ в. при Софийском монастыре действовала художественная школа. Она содержалась на деньги кафедрального монастыря и выполняла монастырские заказы. Целый ряд вопросов, касающихся масляной стенописи XVIII в. в Софийском соборе, еще требует тщательного исследования.
Ключевые слова:
барокко, украинское барокко, Софийский собор, масляная живопись, иконопись, киевская художественная школа, реставрация живописи, атрибуция
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.