Музей как основа «школы»: Дюссельдорфская картинная галерея и дюссельдорфская школа живописи

Авторы

  • Татьяна Евгеньевна Савицкая Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева, Российская Федерация, 410031, Саратов, ул. Первомайская, 75

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.105

Аннотация

В статье показывается влияние Дюссельдорфской картинной галереи (1714–1805) на возникновение дюссельдорфской школы живописи — одной из ведущих европейских школ XIX в. Кратко рассматривается история создания и формирования коллекции, характеризуется деятельность основателя картинной галереи Иоганна Вильгельма (1658–1716) как реформатора музейного дела. Анализируется состав коллекции, в качестве ее особенности отмечается существенное преобладание работ нидерландской школы. Особое внимание уделяется деятельности галереи в последней трети столетия, когда она становится настоящим культурным центром. В 1770 г. при ней была открыта публичная библиотека для нужд простого сословия и студентов; галерея превратилась в одну из самых известных и часто посещаемых иностранцами в немецкоязычном пространстве. Отмечается, что в первую очередь галерея была учебным центром для художников Дюссельдорфской академии художеств (1773). После того как по решению Венского конгресса Дюссельдорф вошел в состав Прусского королевства, начался ее новый этап — уже в качестве Королевской академии художеств. Это произошло в 1819 г., который официально считается годом возникновения дюссельдорфской школы живописи. В сфере ее влияния оказалась и Россия, в том числе и Саратов, где художником А. П. Боголюбовым был основан Радищевский музей. На примере Дюссельдорфской галереи автор показывает важность музея как собрания образцов, базы для возникновения «школы» в двух значениях — учебного заведения и развития художественной традиции.

Ключевые слова:

Дюссельдорфская картинная галерея, дюссельдорфская школа живописи, XVIII в., художественные собрания, А. П. Боголюбов, Саратовский художественный музей.

Скачивания

 

Библиографические ссылки

Литература

Криводенченков С. В. 2004. Пейзажные школы России и Германии в период становления реалистической картины. Россия — Германия. Пространство общения: Материалы X Царскосельской научной конференции. СПб.: ГМЗ «Царское село»: 247–255.

Юденкова Т. 2012. Другой Третьяков: Судьба и коллекция одного из основателей Третьяковской галереи. М.: Арт-Волхонка.

Baumgartel B. 2011. Die Dusseldorfer Malerschule und ihre internationale Ausstrahlung 1819–1918. Dusseldorf: Imhof.

Brink S., Wismer B. 2013. Akademie. Sammlung. Krahe. — Eine Kunstlersammlung fur Kunstler. Dusseldorf: Deutscher Kunstverlag.

Deshmukh M. F. 1983. Between Tradition and Modernity: The Dusseldorf Art Academy in Early Nineteenth Century Prussia. German Studies Review, vol. 6, no. 3 (Oct. 1983): 439–473.

Koch S. 2015. Die Dusseldorfer Gemaldegalerie. Tempel der Kunst. Die Geburt des offentlichen Museums in Deutschland 1701–1815. (Hrsg. Savoy B.). Koln: Bohlau Verlag: 151–195.

Quaeitzsch, C. 2016. Die kurfurstlich — bayerische Gemaldesammlung. La galerie electorale Dusseldorf 1778. Furstenglanz die Macht der Pracht. Wien: Belvedere. Katalog der Ausstellung: 154–163.

Schwingenstein Ch. 1982. Langer, Johann Peter von. Neue Deutsche Biographie 13. Berlin: Duncker & Humblot: 591–593. Deutsche Biographie. URL: https://www.deutsche-biographie.de/ppn116720166.html (дата обращения: 15.08.2020).

Spassky N. 1985. American Paintings in the Metropolitan Museum of Art. Vol. II: A Catalogue of Works by Artists Born between 1816 and 1845. New York: The Metropolitan Museum of Art.

Steger D. 2017. Die Dusseldorfer Malerschule im 19. Jahrhundert. Portal Rheinische-Geschichte. URL: http://www.rheinische-geschichte.lvr.de/Epochen-und-Themen/Themen/die-duesseldorfer-malerschuleim-19.-jahrhundert/DE-2086/lido/57d1295fefdcc4.18641232 (дата обращения: 15.08.2020).

References

Baumgartel B. 2011. Die Dusseldorfer Malerschule und ihre internationale Ausstrahlung 1819–1918. Dusseldorf: Imhof.

Brink S., Wismer B. 2013. Akademie. Sammlung. Krahe. — Eine Kunstlersammlung fur Kunstler. Dusseldorf: Deutscher Kunstverlag.

Deshmukh M. F. 1983. Between Tradition and Modernity: The Dusseldorf Art Academy in Early Nineteenth Century Prussia. German Studies Review, vol. 6, no. 3 (Oct. 1983): 439–473.

Koch S. 2015. Die Dusseldorfer Gemaldegalerie. Tempel der Kunst. Die Geburt des offentlichen Museums in Deutschland 1701–1815. (Hrsg. Savoy B.). Koln: Bohlau Verlag: 151–195.

Krivodenchenkov S. V. 2004. Landscape schools of Russia and Germany in the period of formation of a realistic picture. Rossiya — Germaniya. Prostranstvo obshcheniya. St. Petersburg: GMZ „Tsarskoye Selo“ Publ.: 247–255. (In Russian)

Quaeitzsch C. 2016. Die kurfurstlich- bayerische Gemaldesammlung. La galerie electorale Dusseldorf 1778. Furstenglanz die Macht der Pracht. Wien: Belvedere. Katalog der Ausstellung: 154–163.

Schwingenstein Ch. 1982. Langer, Johann Peter von. Neue Deutsche Biographie 13. Berlin: Duncker & Humblot: 591–593. Deutsche Biographie. URL: https://www.deutsche-biographie.de/ppn116720166.html (accessed: 15.08.2020).

Spassky N. (Hrsg.) 1985. American Paintings in the Metropolitan Museum of Art. Vol. II: A Catalogue of Works by Artists Born between 1816 and 1845. New York: The Metropolitan Museum of Art.

Steger D. 2017. Die Dusseldorfer Malerschule im 19. Jahrhundert. Portal Rheinische-Geschichte. Available at: http://www.rheinische-geschichte.lvr.de/Epochen-und-Themen/Themen/die-duesseldorfer-malerschule-im-19.-jahrhundert/DE-2086/lido/57d1295fefdcc4.18641232 (accessed: 15.08.2020).

Yudenkova T. 2012. Another Tretyakov: The fate and collection of one of the founders of the Tretyakov Gallery. Moscow: Art-Volkhonka Publ. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

01.09.2021

Как цитировать

Савицкая, Т. Е. (2021). Музей как основа «школы»: Дюссельдорфская картинная галерея и дюссельдорфская школа живописи. Вопросы музеологии, 12(1), 48–57. https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.105

Выпуск

Раздел

Музейные коллекции