Музей как основа «школы»: Дюссельдорфская картинная галерея и дюссельдорфская школа живописи
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu27.2021.105Аннотация
В статье показывается влияние Дюссельдорфской картинной галереи (1714–1805) на возникновение дюссельдорфской школы живописи — одной из ведущих европейских школ XIX в. Кратко рассматривается история создания и формирования коллекции, характеризуется деятельность основателя картинной галереи Иоганна Вильгельма (1658–1716) как реформатора музейного дела. Анализируется состав коллекции, в качестве ее особенности отмечается существенное преобладание работ нидерландской школы. Особое внимание уделяется деятельности галереи в последней трети столетия, когда она становится настоящим культурным центром. В 1770 г. при ней была открыта публичная библиотека для нужд простого сословия и студентов; галерея превратилась в одну из самых известных и часто посещаемых иностранцами в немецкоязычном пространстве. Отмечается, что в первую очередь галерея была учебным центром для художников Дюссельдорфской академии художеств (1773). После того как по решению Венского конгресса Дюссельдорф вошел в состав Прусского королевства, начался ее новый этап — уже в качестве Королевской академии художеств. Это произошло в 1819 г., который официально считается годом возникновения дюссельдорфской школы живописи. В сфере ее влияния оказалась и Россия, в том числе и Саратов, где художником А. П. Боголюбовым был основан Радищевский музей. На примере Дюссельдорфской галереи автор показывает важность музея как собрания образцов, базы для возникновения «школы» в двух значениях — учебного заведения и развития художественной традиции.
Ключевые слова:
Дюссельдорфская картинная галерея, дюссельдорфская школа живописи, XVIII в., художественные собрания, А. П. Боголюбов, Саратовский художественный музей.
Скачивания
Библиографические ссылки
Литература
References
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вопросы музеологии» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.